Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории» Тарелка декоративная. Лиможский фарфор, Франция, XIX век

В экспозиции Лыткаринского  музея- усадьбы представлена декоративная тарелка ХIX века из знаменитого лиможского  фарфора. Это тарелка круглой формы диаметром 23 см из рельефного фарфора, с многоцветной кистевой росписью и подрисовкой эмалевыми красками. На нее нанесен изящный рисунок с изображением плавающих в воде рыбок.

Лимож — город Франции, столица департамента Верхняя Вьенна, прославившийся на весь мир твердым фарфором, который часто называют «самим совершенством».

Лиможский фарфор знаменит своей безупречно белой фактурой и имеет легко узнаваемый стиль, с преобладанием изящной ручной росписи, красочной цветовой палитры и классических форм.

Как правило, превосходные фарфоровые изделия, отличающиеся чистотой фарфоровой массы и тонкостью помола, никогда не покрывали росписью целиком, чтобы подчеркнуть красоту «природного тела». Это мы можем видеть в нежном рисунке  росписи нашего музейного предмета- тарелки из лиможского фарфора.

В росписи лиможских рыбок использованы розовые, сиреневые,  салатовые цвета и оттенки мяты, бирюзы, морской волны. Эта  фирменная цветовая гамма «Limoges France»  придает лиможскому фарфору сочную красочность, сохраняя изысканность.

Рисунок окаймлен рамкой из растительного орнамента и выпуклыми точками, выполненными объёмной надглазурной росписью золотистыми красками. Обильная позолота вокруг зубчатых краев тарелки создает иллюзию волнения моря.

Подлинность тарелки из лиможского фарфора подтверждают клейма на обратной стороне тарелки. Изучив их, мы можем узнать  историю создания нашего музейного предмета.

Сама фарфоровая тарелка изготовлена в Лиможе, на что указывает знаменитое общее клеймо зелёного цвета «Limoges France» , которое наносилось окисью хрома на любое фарфоровое изделие, произведённое в департаменте Верхняя Вьенна различными производителями. В нашем случае, при изучении клейма установлено, что это подглазурный знак на белой посуде, изготовленной на мануфактуре  «LAVIOLETTE» с 1896 по 1905 год, упоминаемой в  «Новом словаре марок Ковеля» и «Энциклопедии коллекционеров лиможского фарфора».

Расписана же тарелка декоративным домом  «Bawo & Dotter», которому принадлежит  второе клеймо красного цвета. Это надглазурная декоративная марка «Bawo & Dotter» в виде герба города Лимож с изображением Св. Мартиэла, первого епископа Лиможской епархии (фр. Saint Martial). Такой знак использовался с 1896 по 1900 год. «Bawo & Dotter Company» была основана в Нью-Йорке в середине 1860-х, чтобы импортировать и украшать фарфор, привезенный из Лиможа, в Северную Америку. В начале 1870-х они открыли магазин «The Elite Works» в Лиможе, чтобы также  декорировать фарфор, сделанный другими фабриками.

Технологию производства тонкостенной керамики лиможцы узнали ещё в 1712 году из двух писем своего земляка – иезуитского миссионера Франсуа Ксавье д’Антреколя. Французский монах несколько лет прожил в Цзиндэчжене, фарфоровой столице Поднебесной и досконально изучил секреты китайских гончаров. Он также отправил на родину образцы каолина и  несколько альбомов  с подробными иллюстрациями этапов производственного процесса – от замешивания сырья до обжига.

Так бы и лежали альбомы монаха-иезуита в местном музее, если бы не провинциальный доктор из Лиможа, который обратил внимание на идеально белый порошок, которым его  жена пользовалась  в качестве отбеливателя. Он  рассказал об этом своему бывшему сослуживцу –Марку-Илеру Виларису, аптекарю из Бордо. Взяв несколько образцов местных глин, Виларис сделал химический анализ, позволивший установить, что порошок оказался «белым золотом»- каолином, ключевым минералом, используемым для производства  тонкого фарфора, подобного мейсенскому и китайскому. Происходит слово «каолин»  от китайского «Gao ling» из юго-восточной провинции Китая Цзянси, где он впервые был обнаружен.

 Усилиями предприимчивого аптекаря в 1766 году был открыт карьер Марконьяк, где стали добывать лиможский каолин, дававший после обжига очень тонкий, белый и полупрозрачный черепок, отличающийся особенной  пластичностью и одновременно прочностью.

В 1769 году месторождения были выкуплены королем Франции Людовиком XV, и долгое время производство лиможского фарфора оставалось исключительно королевской привилегией.

Таким образом, именно в XVIII веке сошлись два важных фактора: наличие технологии и сырья. И с 1770 года в Лиможе начали производство тонкостенного твердого фарфора. Надо сказать, что еще в Средние века здесь был один из крупнейших центров декоративного искусства, а XII веке в Лиможе появилась стекловидная эмаль, которая была популярной во всей Европе. Но всемирную известность Лимож получил именно благодаря  «белому золоту».

После смерти короля фабрика переходит под патронаж Карла Х. И лишь с XIX века начинается эпоха крупных производств, которые создавались независимыми фабрикантами. Производство лиможского фарфора достигает наивысшего подъёма  в XIX веке, когда по окончании революции и правления Наполеона I, была на некоторый период восстановлена монархия. Эпоха Реставрации (1814-1830 годы) благотворно сказалась на фарфоровой индустрии, вернув моду на предметы роскоши и возродив интерес к утончённому искусству. К 1827 году в Лиможе открылось 16 фарфоровых мануфактур, обеспечивавших основную занятость населения края. К середине XIX века фабрик было уже свыше 30. В 1853 году состоялось открытие первой фабрики, совмещавшей цеха по изготовлению фарфора и мастерскую по декорации фарфоровых изделий.

За эти годы лиможский фарфор приобрел всемирную известность. Его удивительная белизна, тонкость и полупрозрачность вызывают восторг и восхищение у ценителей изысканного фарфора, что сделало лиможский фарфор, своего рода, визитной карточкой Франции. 

Декоративные тарелки и блюда, белоснежные и расписные предметы интерьера с деколью, золочением, глазуровкой, роскошные сервизы и отдельные столовые предметы из фарфора – традиционные производственные линейки лиможских фарфоровых фабрик. При этом, понятие «лиможский фарфор» не относится к какому-либо отдельному производителю, ведь ныне там насчитывается более 40 фабрик. В 1962 году было достигнуто судебное решение, согласно которому штамп с указанием «Limoges» допускается использовать исключительно для фарфоровых изделий, произведённых и декорированных в Лиможе.

В XXI веке оригинальный лиможский фарфор из Франции окончательно закрепился в мировом премиум-сегменте.

В настоящее время только 12 предприятий имеют право маркировать свою продукцию зелёным клеймом с семиконечной звездой и надписью: «Limoges France». Дополнительно на штампе указываются символы, идентифицирующие каждую фабрику. В 2008 году Лимож был включён в Инвентаризацию нематериального культурного наследия Франции. А с 2017 года его непревзойдённый фарфор получил статус охраняемого по месту происхождения.

Отдел фондов Лыткаринского историко-краеведческого музея

 15 сентября 2022 г.

Оставить комментарий