Любителям истории

Презентация нового издания книги

IMG_4220

В Лыткаринском музее состоялась презентация нового издания книги «Усадьба Лыткарино. Страницы истории». Книга была издана при поддержке администрации города и стала событием для всех любителей истории родного края. Подробнее читайте здесь

В гостях у Президента

Жизнь увлеченных своей любимой работой людей порой не имеет будней и выходных – это каждый день поиск, изучение и открытия. Посещение официальной резиденции Президента Российской Федерации принесло сотрудникам Лыткаринского музея интересную информацию по изучаемой ими эпохе правления императора Николая I – современника светлейшего князя А.И. Чернышева.

1
Большой кремлевский дворец

Победа России в Отечественной войне 1812 года и начало строительства в честь этого храма Христа Спасителя на набережной Москвы–реки обратили внимание архитекторов на Кремлевский дворец. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о возведении нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождение её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого компенсировала бы высоту нового храма, но органично связывалась и с древними постройками Кремля.

2Разработку проекта Николай I поручил архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. Новый дворец, по мнению императора, должен был стилистически развивать композицию древнего кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде. В строительстве были задействованы многие архитекторы: Петр Герасимов, Николай Шохин, Федор (Фридрих) Рихтер, Николай Чичагов, Иосиф Каминский. Главным художником был крупнейший русский специалист по художественной археологииФедор Солнцев.

3
Георгиевский зал

Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевском зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена. «Появление Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце, таким образом, превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия»– подчеркивает историк Сергей Девятов. Эта традиция была продолжена, и до сегодняшнего дня на стены зала наносятся фамилии награжденных Георгиевским орденом.

Александр Иванович Чернышев был награжден орденом Святого Георгия и упомянут в списках кавалеров ордена дважды: в 1806 и 1813 годах. Учитывая, что Чернышев входил в свиту императора и являлся главным лицом в государстве (после императора) – Председателем Государственного Совета Российской империи, то он, безусловно, бывал в Кремлевском дворце. Кстати полюбоваться на парадные залы дворца могли все желающие, так повелел Николай I, который посчитал, что люди имеют право видеть красоту и великолепие парадных залов, да и царская семья жила во дворце не часто. Для прохода во дворец нужно было только опрятно одеться и прилично себя вести.

5
Андреевский зал

В заключение следует отметить, что ансамбль Большого Кремлёвского дворца таким, каким можно увидеть его в наши дни, окончательно сформировался только в 1851 году. Именно в то время были возведены Апартаменты дворца и Оружейная Палата, которые были соединены со всем комплексом при помощи воздушного перехода. Кроме Георгиевского зала во дворце есть ещё Владимирский, Андреевский, Екатерининский и Александровский залы. Названия всем залам даны согласно существующим орденам Российской империи. Сегодня все залы задействованы для приёмов на высшем уровне.


Исторические исследования довели нас до Рима

Как известно, семья светлейших князей Чернышевых имела недвижимость в Риме. Многие эпизоды их жизни крепко связаны с Италией.

2. Внутреннее убранство храма
Внутреннее убранство храма
4. Дом - Паллаццо Чернышев
Дом — Паллаццо Чернышев

Александр Иванович Чернышев, уйдя в отставку, долгое время лечился на итальянском побережье в курортном городе Кастелламаре близ Неаполя, где и скончался в 1857 году. Его супруга – Елизавета Николаевна также умерла в Риме и была отпета в храме Николая Чудотворца при русском посольстве. А их младшая дочь – княжна Мария Александровна вообще долгое время жила на две страны: летом в России, в лыткаринской усадьбе, а зимой – в Италии. После революционных событий уже постоянно проживала в Риме, в доме на ВиаПалестро, доставшемся ей от отца. Этот дом итальянцы до сих пор называют «палаццо Чернышев».

Мария Александровна еще в 1899 году завещала свой дом Русской Православной Церкви для устроения в нем православного храма.

7. Памятная табличка о М.А.Чернышевой
Памятная табличка о М.А.Чернышевой

В 1929 году члены русской православной общины образовали официальный независимый приход, получивший статус юридически ответственного лица, Entemorale, и существующий до сих пор. Это позволило приходу войти во владение особняком М.А. Чернышевой.

При устройстве церкви трехэтажное палаццо значительно переделали. Под храм была отведена левая половина первого этажа. Строительный проект составили инженер Ф. Поджи и архитектор князь В.А. Волконский. В украшении храма принимал участие архитектор К.А. Тон.  Царские Врата украшены иконами кисти К. Брюллова, Ф. Бруни.  Храм освятили в честь святителя Николая Чудотворца. Постоянные богослужения стали совершаться в храме с 1932 года.

Позднее в храме установили мраморную памятную доску с выражением благодарности княжне М.А. Чернышевой: «Светлейшая княжна Мария Александровна Чернышева оставила по завещанию этот дом приходу Русской Православной церкви в Риме. Да будет имя ея благословенно во веки».

Лыткаринцам, побывавшем в Риме в марте 2016 года, интересно было увидеть места, связанные с земляками и объектами исследований Лыткаринского историко-краеведческого музея. Первым они посетили храм Николая Чудотворца.

3. Директор музея Н.В. Голубева передает настоятелю книги и копию предположительного портрета М.А. Чернышевой
Директор музея Н.В. Голубева и протоиерей Вячеслав

Настоятелем храма протоиереем Вячеславом был отслужен поминальный молебен о семье Чернышевых и проведена экскурсия по их бывшему городскому владению. Отец Вячеслав рассказал об истории храма и о современной жизни православного прихода.

Директором Лыткаринского историко-краеведческого музея Н.В. Голубевой настоятелю храма были переданы новые книги и исторические материалы о Чернышевых, а также копия фотопортрета пожилой женщины – предположительно М.А. Чернышевой.

Лыткаринский музей давно занимается поиском портрета Марии Александровны, пока же в фондах музея имеются только ее детские фотографии.

Обращаемся также ко всем, кто имеет сведения о М.А.Чернышевой или изображения княжны, поделиться информацией с Лыткаринским музеем.

Мария Александровна скончалась в 1919 году и была похоронена на некатолическом римском кладбище Тестаччо, которое стало вторым объектом нашего посещения.

5. Исследователи у ворот кладбища Тестаччо, где похоронена М.А. Чернышева
Исследователи у ворот кладбища Тестаччо

Свое название кладбище получило по названию городского района Testaccio. Район же так называется в связи с главной ландшафтной достопримечательностью – искусственным холмом Monte Testaccio высотою 52 метра. Топоним Тестаччо восходит к латинскому testa, «глиняная ваза», или к testula, «черепок». В самом деле, этот холм, как свидетельствуют археологи, вырос из колоссального количества битых амфор. В древнеримскую эпоху в этих амфорах в городской порт доставляли оливковое масло и вино, а затем за ненадобностью «тару» выбрасывали. Этот «восьмой холм Рима» имеет и неформальное имя: MontedeiCocci – «Черепичная гора». У входа на кладбище находится единственная в городе античная пирамида (пирамида Цестия), сооруженная в 12 году до Рождества Христова для семейного склепа претора и трибуна Гая Цестия и считавшейся в средние века усыпальницей Ромула.

Сегодня кладбище Тестаччо заслуженно считается одним из самых красивых и значительных в мире. Художественные надгробия, окаймляющая его античная стена, благородные кипарисы и пинии, великолепные цветы – все это образует ансамбль необычайной выразительности, меланхолическое очарование которого усилено тишиной и покоем, столь несвойственным всегда бурлящему Риму. Здесь, в этом монументальном великолепии, нашли свое последнее пристанище люди из самых разных стран.

Русский некрополь на кладбище Тестаччо по праву считается одним из самых интересных некрополей российского зарубежья. Здесь покоятся представители родов Романовых, Шереметьевых, Волконских, Барятинских, Чернышевых, Шаховских, Мусиных-Пушкиных, Трубецких. На кладбище похоронены известные художники, литераторы и другие деятели.

 

1. Аллеи на кладбище
Аллеи на кладбище
8. Стена древнего города - ныне одна из стен кладбища Тестаччо
Стена древнего города — ныне одна из стен кладбища Тестаччо

 

Поэт-романтик Перси Шелли, кстати, позже похороненный на Тестаччо, сказал о нем такую фразу: «Возможно полюбить и смерть, при мысли о погребении в столь дивном месте».


 

Русская армия в Париже

 

kapitylyaciya
Капитуляция Парижа 31 марта 1814 года.
Неизвестный художник.

30 марта (18 марта по старому стилю) 1814 года союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга (главным образом русские корпуса) атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу. 31 марта в 2 часа ночи капитуляция Парижа была подписана. В полдень русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции.

Наполеон узнал о капитуляции Парижа в Фонтенбло, где поджидал подхода своей отставшей армии. Он сразу же решил стянуть все имеющиеся войска для продолжения борьбы, однако под давлением маршалов, учитывающих настроения населения и трезво оценивающих соотношение сил, 4 апреля 1814 года Наполеон отрёкся от трона.

Париж ликовал. Толпы французов вышли встречать победителей.

«…Наконец мы в Париже. Море народу… Все кричат: «Да здравствуют русские!..» Государь, не боясь, среди волн народа остановился у полей Елисейских… Народ был восхищен, а мой казак, кивая головой, говорил мне: «Ваше Благородие, они с ума сошли…» – так описал свои впечатления от въезда в Париж русский офицер К. Н. Батюшков.

napoleon
Отречение Наполеона в Фонтенбло.

Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Однако по сравнению с пруссаками и австрийцами русские у парижан пользовались несравненно большей симпатией. Некий французский офицер признавался Николаю Тургеневу: «Я говорю с вами как с другом, потому что ваши офицеры и солдаты относятся к нам по-дружески. Ваш император Александр — наш защитник и благодетель, но ваши союзники — настоящие канальи и кровопийцы!».  Вероятно француз  имел ввиду распоряжения Александра I жестоко пресекать мародерство и грабежи (в частности, расхищение картинной галереи Лувра).

Напомним, что вступил в Париж с русской армией и Александр Иванович Чернышев. Многие его знакомые французы и француженки были рады встрече с ним.

Казачьи отряды, возглавляемые в том числе и А.И.Чернышевым, произвели неизгладимое впечатление на французскую публику. Они были ими восхищены и запомнили казаков надолго.

Австрийский художник Георг-Эммануэль Опиц (1775-1841) оказался в Париже случайно, буквально накануне вступления в город русских войск. Он был свидетелем присутствия русской армии в столице Франции. Его акварели запечатлели русских казаков в различных бытовых сценах.

А.И. Чернышев в войне 1812 года и Заграничных походах Русской армии

10
Александр Иванович Чернышев

С началом военных действий Александр Чернышев находится в ставке русского императора. Доверие Александра I накладывало на Чернышева помимо прочих адъютантских обязанностей и такие как: перевод захваченных у французов документов, составление их перечня, собственноручное переписывание высочайших приказов, написание проектов некоторых предписаний. Все это приходилось исполнять в полевых условиях, в ночные часы, во время редких остановок. Письма, которые доставлял Чернышев «по особенной высочайшей к нему доверенности», он привозил без письменного предписания, уже им прочитанные, с устными комментариями, дополнениями и наставлениями, данными ему Государем.

В конце лета 1812 года Александр I направил своего флигель-адъютанта к фельдмаршалу М.И. Кутузову для передачи ему рескрипта с приложением плана действий против французских войск: «Все сие отправляю я к вам с флигель-адъютантом моим полковником Чернышевым, коему по известной мне  его скромности в испытанных уже прежде сего поручениях прочтен мною проект сего плана, дабы он мог по требованию вашему дать вам все нужные объяснения».

В  сентябре 1812 года А.И. Чернышев возглавил легкий конный казачий отряд, успешно действовавший в герцогстве Варшавском в тылу вражеской армии. Во время рейда были захвачены пленные, истреблены неприятельские магазины, военные запасы, уничтожены мосты, а также освобождены захваченные в плен офицеры русской армии, в том числе генерал Ф.Ф. Винцингероде.

В ноябре 1812 года Чернышев произведен в генерал-майоры. 31
декабря разгромил при Мариенвердере войска генерала Э. Богарне.

Преследование отступающих французов во время заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. снискали Чернышеву славу храброго и опытного командира. Военные дороги Чернышева и его отрядов донских казаков пролегли по землям Польши, Пруссии, Австрии и Франции.

Борьба за Берлин была важна для обеих сторон. Французская армия, находясь в столице, серьезно препятствовала заключению соглашения между Россией и Пруссией. Действуя решительно и совершая неожиданные маневры, казаки Чернышева входят в Берлин.

За взятие Берлина (1813) он награжден орденом Святого Георгия 3-й степени, а в Пруссии была выпущена серебряная медаль «За освобождение Берлина от французов» с изображением скачущего на коне Александра Чернышева.

В память сражения союзных войск с французами между Любницем и Белгицем  (август 1813) отчеканена памятная медаль «На сражение около Любница и Белгица» с именем Чернышева.

Отличился Чернышев и его казачьи отряды также при взятии Люнебурга, Касселя и Суассона.

В 1814 году он сопровождал императора Александра I на Венский  конгресс.

В период заграничных походов русской армии имя А.И. Чернышева не сходило со страниц военных сводок, многочисленные награды и ордена следовали один за другим: шведский «Меч l-й степени», австрийский  Марии-Терезии 3-й степени», прусский «Черный Орел», французский, баварский, нидерландский и многие другие.

Заслуги Чернышева в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах отмечены в главном памятнике тех событий – Храме Христа Спасителя в Москве. На памятных досках храма имя Чернышева упоминается 14 (!) раз.

Портрет генерала А.И.Чернышева представлен в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Его биография и описание военных заслуг вошли во многие дореволюционные сборники различных издательств.

Список использованных источников и литературы:
1. Формулярный список о службе и достоинстве генерала от кавалерии князя Чернышева. Российский Государственный военно-исторический архив;
2. Военные действия отряда генерал-адъютанта Чернышева в 1812, 1813 и 1814 годах. СПб, Военная типография, 1839 г.;
3. Шильдер Н.К. – Светлейший князь А.И.Чернышев. Биографический очерк, Военный сборник. 1902 г.

Забытые победы Русского оружия

Война 1812 года – первая война, которая была Россией наречена Отечественной, таковой она и останется в памяти народа.

4«Гроза 1812 года» всколыхнула в русской аристократии и в русском народе острое чувство национального самосознания и патриотизма, желания во чтобы то ни стало отстоять свою независимость.

Именно память об Отечественной войне 1812 года вдохновила народ и на великую Победу мая 1945-го… Но если Великую Отечественную войну с фашистской Германией мы воспринимаем, как целостную четырехлетнюю битву до Победы, то события той далекой Отечественной войны XIX века были поделены историками почему-то на две части – «Войну 1812 года» и «Заграничные походы Русской армии». Первую часть войны кратко изучают в школе, ее юбилей отмечают в стране, а вот вторая ее часть, не менее кровопролитная, геройская, подарившая Европе долгие годы мирной жизни, практически вычеркнута из народной памяти.

И вполне закономерен справедливый упрек английского ученого, историка Доминика Ливена своим русским коллегам: «…недостаток интереса с российской стороны применительно к периоду 1813 – 1814 годов предоставил свободу действий историкам других стран, которые были только рады написать историю таким образом, что роль России в событиях тех лет оказывалась незначительна».

«Особый взгляд представителей национальных историографий и их откровенный эгоизм привел к тому, что русская армия, вынесшая на своих плечах основную тяжесть войны и победоносно вошедшая в Париж, на страницах западноевропейских исторических сочинений сегодня почти забыта или, в лучшем случае, лишь только упоминается» — так считает российский историк В.В.Безотосный.

Постараемся кратко напомнить любителям истории об этих событиях.

1
Переправа русской армии через Неман в декабре 1812 года.

Победоносное окончание Отечественной войны 1812 года еще не означало, что России удалось покончить с агрессивными планами Наполеона. Сам он открыто заявлял о подготовке нового похода на Россию и лихорадочно сколачивал новую армию для кампании 1813 года.

Александр I принял решение упредить Наполеона и сразу же перенести военные действия за пределы страны. Во исполнение его воли Кутузов в приказе по армии от 21 декабря 1812 года писал: «Не останавливаясь среди героических подвигов, мы идем теперь далее. Пройдем границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его».

Боевые действия русской армии по изгнанию войск Наполеона из стран Западной Европы, как мы уже упоминали, позже были названы Заграничными походами русской армии.

Стотысячная русская армия под командованием Кутузова перешла Неман и вступила в пределы Польши. 16 февраля в Калише, где находилась ставка Александра I, был заключен между Россией и Пруссией наступательный и оборонительный союз. Пруссия брала на себя также обязательство снабжать на своей территории продовольствием русскую армию.

В начале марта русские войска заняли Берлин. К этому времени Наполеон сформировал 300-тысячную армию, из состава которой 160 тыс. солдат двинул против союзных войск. Тяжелой потерей для России была смерть Кутузова 16 апреля 1813 года в силезском городе Бунцлау. Главнокомандующим русской армией Александр I назначил П.Х.Витгенштейна. Его попытки вести свою, отличную от кутузовской стратегию привела к ряду неудач. Наполеон, нанеся в конце апреля — начале мая поражения русско-прусским войскам при Люцене и Бауцене, отбросил их к Одеру. Александр I заменил Витгенштейна на посту главнокомандующего союзными войсками Барклаем де Толли.

В июле — августе 1813 года в антинаполеоновскую коалицию вступили Англия, Швеция и Австрия. В распоряжении коалиции оказалось до полумиллиона солдат, разделенных на три армии. Главнокомандующим над всеми армиями был назначен австрийский фельдмаршал Карл Шварценберг, а общее руководство ведением военных действий против Наполеона осуществлял совет трех монархов — Александра I, Франца I и Фридриха-Вильгельма III.

У Наполеона к началу августа 1813 года насчитывалось уже более 400 тыс. солдат, и 15 августа он одержал победу над войсками коалиции под Дрезденом. Лишь победа русских войск через три дня после Дрезденского сражения над корпусом наполеоновского генерала Д. Вандама под Кульмом предотвратила распад коалиции.

2
Сражение под Лейпцигом 6 октября 1813 года

Решающее сражение в ходе кампании 1813 года развернулось под Лейпцигом в начале октября. Оно было названо «битвой народов». В ней участвовало с обеих сторон более полумиллиона человек. Сражение завершилось победой союзных русско-прусско-австрийских войск.

После сражения под Лейпцигом союзники медленно продвигались к французской границе. За два с половиной месяца почти вся территория германских государств была освобождена от французских войск, за исключением некоторых крепостей, в которых французские гарнизоны упорно оборонялись до самого конца войны.

В начале января 1814 года союзные войска перешли Рейн и вступили на территорию Франции. К этому времени к антинаполеоновской коалиции присоединилась Дания. Союзные войска непрерывно пополнялись резервами, но за два зимних месяца 1814 года Наполеон выиграл у них 12 сражений и два закончил вничью. В лагере коалиции вновь возникли колебания. Союзники предложили Наполеону мир на условиях возвращения Франции к границам 1792 года. Наполеон ответил отказом.

3
Вступление русских войск в Париж 31 марта 1814 года.

На продолжении войны настаивал Александр I, стремившийся к свержению Наполеона с престола. Вместе с тем Александр I не хотел и восстановления на французском престоле Бурбонов: он предлагал оставить на престоле малолетнего сына Наполеона под регентством его матери Марии-Луизы. 10 марта Россия, Австрия, Пруссия и Англия заключили Шомонский трактат, по которому обязывались не вступать в сепаратные переговоры с Наполеоном о мире или перемирии. Трехкратное превосходство союзников в численности войск к концу марта 1814 года привело к победоносному окончанию кампании. Одержав в начале марта победу в сражениях при Лаоне и Арси-сюр-Об, союзные войска двинулись на Париж. 19 марта 1814 год Париж капитулировал. Наполеон бросился освобождать столицу, но его маршалы отказались сражаться и заставили его подписать отречение от престола. По мирному договору, подписанному 18(30) мая 1814 года в Париже, Франция все же возвращалась к границам 1792 года. Наполеон и его династия лишались французского престола, на котором восстанавливались Бурбоны. Королем Франции стал Людовик XVIII, вернувшийся из России, где он пребывал в эмиграции.

В ходе кампаний 1813-14 годов русская армия оказала огромную помощь народам Западной Европы в их освобождении от наполеоновского господства. Именно она являлась основным ядром, вокруг которого группировались войска других участников коалиции.

Заграничные походы русской армии

Многие наши соотечественники считают, что война с Наполеоном закончилась его изгнанием из пределов России в декабре 1812 года. Но это было только окончанием Отечественной войны. Наполеон ввел поэтапно на протяжении войны с Россией 640 тысяч человек, но только каждый десятый солдат Великой армии смог ее покинуть, уйдя за границу. Но не все знают, что фельдмаршал Кутузов, который устроил «котел» армии Наполеона на реке Березине в Белоруссии, дал Бонапарту и еще порядка 30 тысячам французов покинуть пределы России. Почему? Зачем? По политическим соображениям. Не любили, да и сейчас не очень нас жалуют в Европе. Россия выиграла в войне и на протяжении 40 лет после этой победы все европейские вопросы не решались без согласия из Петербурга. Россия главенствовала и торжествовала на международной арене, и с ней считались все европейские дворы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Военно-исторический клуб им. А.И. Чернышева на реконструкции под Лейпцигом

Но вернемся в 1813 год. Наполеон, прибыв во Францию, собрал новую армию, поставив под ружье двести тысяч человек. И уже с января 1813 года война перекинулась на европейский театр военных действий. Пруссия, Австрия, Германские княжества, Голландия оставались в союзе с Наполеоном и выжидали, чья возьмет, пока русские войска двигались вглубь континента. И только после взятия Берлина — столицы Пруссии, А.И. Чернышевым в феврале 1813 года французская коалиция начала трещать по швам. Первой объявила войну Франции Пруссия, перейдя на сторону союзников — России и Англии. Военные действия шли по всей Европе: от Португалии и Испании, через германские земли, Голландию и Польшу, с переменным успехом до лета 1813 года.

Выиграв битву за Дрезден — столицу Саксонии, Наполеон сделал роковую ошибку, заключив на несколько месяцев перемирие с союзной коалицией летом 1813 года. За это время в войну против него вступили Австрия и Швеция. Все ждали генерального сражения. Оно состоялось под Лейпцигом с 16 по 19 октября 1813 года.

Многие историки говорят, что некоторые показатели сражения до сих пор входят в книгу рекордов Гиннеса. Показатель № 1 — самое большое количество войск, участвовавших в битве — 520-550 тысяч в XIX веке. Показатель № 2 — самое большое количество наций Европы, участвовавших в сражении. На стороне союзников — русские, пруссаки, австрийцы, шведы. На стороне Наполеона — французы, немцы, голландцы, поляки, литовцы, итальянцы, швейцарцы. Показатель № 3 — битва монархов. С одной стороны — русский император Александр I, прусский король Вильгельм I, австрийский император Карл I и шведский король Карл XIV Юхан, бывший наполеоновский маршал Бернадот (кстати, А.И. Чернышев заключил тайное соглашение в Стокгольме, и шведы не стали участниками кампании 1812 года против России) и Наполеон — с другой стороны. В течение 4 дней со стороны союзников участвовало от 200 до 315 тысяч человек, у Наполеона — 200 тысяч. Бонапарт намеревался разбить союзные войска в первый день, но все пошло не по плану. В дальнейшем, видя бесперспективность, союзники Наполеона — саксонцы, вюртенбергцы, баварцы — перешли на сторону коалиции во время битвы. Бонапарту ничего не оставалась, кроме как отступать к границам Франции. Потери были большими: русские — 22 тысячи, пруссаки — 18 тысяч, австрийцы — 16 тысяч, шведы — 400 человек. У Наполеона потери составили 42 тысячи человек! При отступлении его саперы в панике взорвали мост через Эльбу раньше времени, тем самым 30 тысяч французов попали в плен.

Военная галерея Зимнего дворца

            Военная галерея в Зимнем дворце была открыта 25 декабря 1826 года по старому стилю, в день, ставший в Российской империи со времен Отечественной войны 1812 года ежегодным праздником «воспоминания избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов, и с ним двадесяти язык».

        На ее стенах было размещено огромное число портретов генералов, принимавших участие в Отечественной войне и Заграничных походах русской армии.

          Военная галерея была создана по проекту архитектора Карла Росси на месте существовавших ранее нескольких небольших комнат в середине парадной части Зимнего дворца между Белым (позже Гербовым) и Большим тронным (Георгиевским) залами, рядом с дворцовым собором.

         В 1837 году во дворце случился пожар, бушевавший более трех суток. Он уничтожил внутреннее убранство многих залов, в том числе и Военной галереи. Однако ни один портрет не пострадал6 они были вынесены из огня гвардейскими солдатами. А в 1838-1839 годах галерея была заново отделана по чертежам Василия Стасова.

         В галерее находится 329 поясных портретов генералов, участвовавших в войне 1812-1814 годов (на одном из них изображен Александр Иванович Чернышев), четыре портрета в полный рост (фельдмаршалов Голенищева-Кутузова, Барклая де Толли, великого князя Константина Павловича и английского герцога Веллингтона) и три конных портрета (Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III), а также портреты чинов роты дворцовых гренадер и две батальные картины Петра Хесса.  13 генеральских портретов так и не были написаны, и их место в галерее занимают пустые рамы с табличками, затянутые зеленой тканью. Большую часть портретов написал в 1819-1829 годах английский художник Джордж Доу (1781-1829).

       Подобное собрание портретов, связанных одним событием и сосредоточенных в одном месте, является уникальным и не имеет аналогов в мире (!).

По материалу Александра Подмазо, опубликованному в журнале «Родина»

Представляем новую книгу

    Всем любителям истории, особенно тем, кто интересуется биографией Александра Ивановича Чернышева сообщаем, что в 2012 году издана новая книга Доминика Ливена — «Россия против Наполеона: Борьба за Европу, 1807 – 1814». 

    Доминик Ливен (англ. Dominic Lieven) (1952 г.р.) — британский историк из рода Ливенов, специалист по истории России.  В 1973 году окончил Кембриджский университет. Позже получил стипендию Кеннеди в Гарварде, а после защиты докторской диссертации стал лектором в Лондонской школе экономики Департамента государственного управления, где он в настоящее время занимает должность профессора российского государственного управления. Он является членом Британской академии. Также он приглашался читать лекции в Токийский и Гарвардский университеты, был стипендиатом фонда им. Гумбольда в Геттингене и Мюнхене. Его книги публикуются по всему миру.

   Новая книга Доминика Ливена была изначально написана по-английски и впервые опубликована в Великобритании в октябре 2009 г., а затем, весной 2010 г., в США. Впоследствии она вышла на голландском, итальянском, немецком, французском, португальском и, корейском языках.

   «Тем не менее, для меня – комментирует Доминик, — наиболее важным переводом книги является ее русское издание.  Отчасти это объясняется причинами личного свойства и моей сентиментальностью. Члены моей семьи являлись подданными Российской империи с 1721 по 1917 годы. Впоследствии они пополнили ряды белой эмиграции…»

 Книга «Россия против Наполеона»  написана на основе ранее не известных российских и зарубежных архивных источников.

    Очень аргументированно, со ссылками на используемые материалы Доминик описывает события той эпохи: пишет о том, что западные ученые не оценили по достоинству московские власти и военачальников российской армии; о том, что военные операции России в 1813 – 1814 годах обычно остаются вне поля зрения, и др. А для нашего музея очень интересен взгляд автора на личность А.И.Чернышева. Приведем только несколько цитат из книги:

    «Одна совершенно реальная причина, по которой Россия одержала победу над Наполеоном, заключалась в том, что в ходе войны многие молодые офицеры за боевые заслуги получили назначение на ключевые позиции в армии.  Среди российских полководцев такими офицерами были А.И.Чернышев и И.И.Дибич, ставшие генерал-лейтенантами в возрасте 28 лет…».

   «..Главные герои войны – А.И.Чернышев, А.Х.Бенкендорф и П.М.Волконский … продолжили службу в качестве министров при Николае I вплоть до середины XIX века.

    Восстание декабристов и его подавление явилось началом исключительно глубокого раскола между правыми и левыми силами в России, который закончился революцией 1917 года. Неистовая ненависть, которую испытывали друг к другу эти два лагеря, внесла свою лепту в дело порчи и искажения мемуаров о событиях 1812 -1814 годов…»

    Советуем познакомиться с данной книгой. По словам российского ученого Виктора Безотосного – «Читателю будет очень интересно прочесть такую книгу. Он откроет для себя много нового, увлекательного и интересного и до этого ему не известного».