Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории»

В коллекции Лыткаринского историко-краеведческого музея собраны дореволюционные открытки, посвященные теме  Отечественной войны 1812 года. Это иллюстрированные «открытые письма» — одни из интересных миниатюрных музейных предметов, расцвет которых в стране начался после 1907 года. Прежде всего «открытые письма» были разновидностью почтовой корреспонденции. Открытки имели две стороны — лицевую иллюстративную и оборотную адресную с  рамкой для почтовой марки. Оборотная сторона открытки делилась вертикальной линией  на место для адреса и место для письма. Подробные выходные данные, в частности, год издания, крайне редко встречался на дореволюционных образцах. Основная часть открыток данной тематики  напечатана к 100-летию Отечественной войны известными в начале ХХ века издательствами: «И. Лапин» в Париже,  «Ришаръ» в  Санкт-Петербурге, «И. Е. Селинъ» в Москве (серия «Воспоминанiе 1812 г. Souvenir de 1812.«Napoleon en Russie»), «Акц. об-во Гранбергъ в Стокгольме» и др. На оборотной стороне некоторых иллюстрированных открыток  размещена реклама товарных знаков   крупных компаний, таких как швейная фирма «Компанія «Зингеръ», кондитерская фабрика «Т-во А. И. Абрикосов и сыновья». Расположив свой товарный знак на оборотной стороне открытки эти компании деликатно напоминали о себе.

Дореволюционные открытки имеют размер 9 x 14 см, принятый еще в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже.

С 1909 года надпись «Открытое письмо» была заменена надписью «Почтовая карточка», что больше соответствовало зарубежным аналогам (carte postale, postkarte, post card и др.) Именно это название утвердилось и сохранилось до наших дней. Надпись «Почтовая карточка» помогает выделить из общей массы открытки, выпущенные начиная с 1909 года. Интересно, что впоследствии постепенно стали исчезать уточняющие слова «для письма», «для адреса».          

На  лицевой стороне каждой открытки размещены репродукции  картин известных художников- баталистов. Каждая иллюстрированная  открытка это рассказ о наиболее значимых сражениях и эпизодах  Отечественной войны 1812 года, по которым можно наглядно изучать историю.

 Расскажем коротко о картинах- открытках, посвященных теме отступления Наполеоновской Армии из России, которое началось  с 18 (5) октября 1812 года  и длилось до 14 (1) декабря 1812 года, пока не были изгнаны остатки войск Наполеоновской армии с территории России.

   Перед нами почтовая карточка, с напечатанной на ней  репродукцией картины  «В 1812 году» Иллариона Прянишникова. На этой картине мы видим солдат некогда Великой армии Наполеона, взятых в плен партизанами при отступлении. Они плохо одеты для суровой русской зимы, их боевой дух сломлен, они голодны и усталы. Французы уходили из разорённой и сожжённой Москвы, фактически признав своё поражение. Однако даже отступать им было непросто — везде дорогу им преграждали русские войска. К тому же партизанские отряды и простые жители местных деревень наносили врагу вред, какой только могли: жгли французские запасы, громили обозы, да и просто убивали неприятеля.

На лицевой стороне одной из памятных открыток  помещена репродукция картины польского художника Ежи Коссака «Отступление Наполеона из России».

Русская зима, мороз. Наполеон и его генералы едут на лошадях по заснеженному полю. Финал похода на Россию. Надпись на оборотной стороне открытки «Nessun magior che dal ricordarsi il tempe felice nella miseria..» (Dante.)» переводится как «Нет большего горя, чем вспоминать о счастливом времени в несчастье… Данте (ит.)»

Художник поместил мираж сфинкса, в верхней части картины, как бы в напоминание о неудачном египетском походе. Адъютант императора Наполеона I — Филипп Поль де Сегюр в своих «Записках» писал: «Трофеи, слава, все блага, ради которых мы пожертвовали всем, стали нам в тягость; теперь дело шло не о том, каким образом украсить свою жизнь, а о том, как спасти ее. … Нам пришлось бросить в Семлевском озере вывезенную из  Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест Ивана Великого. Трофеи стали нас тяготить…» Картина Ежи Коссака «Отступление Наполеона из России» ярко отражает бытующий в европейском массовом сознании образ  «генерала Мороза», погубившего Великую армию.

На картине «Sic transit gloria mundi» польского художника Войцеха Коссака   изображен финал похода Наполеона  на Россию — сожжение французских знамён при отступлении через Березину в ноябре 1812 года. Император Наполеон остановился у местечка Бобр, для организации в ближайшие дни переправы остатков своей армии через реку Березину.23 (10) ноября 1812 г. по приказу императора Наполеона были собраны и сожжены штабные бумаги, часть обоза и знамёна («орлы») всех полков французской армии. Наполеон сидит с опущенной головой и невидящими глазами смотрит на горящее знамя. Под картиной автор, Войцех Коссак, поставил изречение: «Sic transit gloria mundi » — «Так проходит земная слава».

На картине художника Петера Гесса «Переправа через Березину, 16-го ноября 1812 года» (29 ноября по новому стилю)  изображено отступление армии Наполеона, который «спешил из последних сил  к городу Борисову, лежащему у Березины.

Здесь ему угрожала опасность быть совершенно разбитым, потому что на него со всех сторон двигались русские  войска».2

На картине изображена трагедия переправы 29 (16) ноября 1812. Не дождавшись переправы всей огромной толпы отставших французов, состоявшей из раненых, обмороженных, потерявших оружие и гражданских, Наполеон приказал утром 29 (16) ноября сжечь мосты. Во французской армии началась паника и в стремлении перебраться на другой берег люди давили друг друга. На войска противника, скопившиеся у переправ на восточном берегу, обрушились русские ядра.« Многие пытались перебраться вплавь, но тонули или умирали обледенев, не имея сил выбраться на противоположный берег. Тысячи фургонов, экипажей сгрудились у воды небывалым табором. Около 30000 французских солдат, видя безвыходность  положения подняли руки и сдались в плен русским.»3

В воспоминаниях французов переправа через Березину занимает не меньшее место, чем крупнейшее Бородинское сражение. Потеряв на переправе до 30 тысяч человек, Наполеон с 9 тысячами оставшихся под ружьём солдат двинулся к Вильно. Сильные морозы, ударившие ещё во время переправы, окончательно истребили и без того ослабленных голодом французов.

Следующая открытка с репродукцией картины художника В. В. Верещагина «Наполеон в зимнем одеянии» из его цикла «1812-й год» продолжает тему бесславного отступления Наполеона из России. В книге «Наполеон I в России. 1812» Верещагин пишет: «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну… без тени малейших надежд. Здесь на нас смотрит уже совершенно другое лицо. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода; они просто не идут Наполеону… плохо вяжутся с понятием о могуществе. Это последнее существует и импонирует людям лишь до тех пор, пока человек может поставить себя выше всех слабостей, свойственных обыкновенным смертным. Как только он поддался хотя бы одной из них, исчезает обаяние могущества… И это лицо, плохо выбритое, со снегом на усах и бороде, лишенное и тени прежнего одушевления и мужественной решимости, неужели это лицо Наполеона, совершившего такую блестящую карьеру, удивительного полководца и покорителя целой Европы? По истине тут перед нами не Наполеон — победитель, но Наполеон уже почти побежденный, раздавленный такими силами, против которых все его военное искусство, талант полководца и гипноз славы были ничто.. И Наполеон, таков, каким мы его видим на портрете Верещагина, не смотря на весь ужас, связанный с сокрушительной его деятельностью, навевает чувство сожаления, ибо тут уже виден предвестник грядущих бедственных событий, эпилог которых — «Святая Елена»»1,2.

 Источники:

  1.    В.В. Верещагин «Наполеон I в России. 1812».-Тверь,1993 г.
  2.    Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.».- СПб, 1911 г. Пояснительные тексты к     картинам выполнены под редакцией И.Н. Божеярова. (воспроизведено по изданию 1911 г.) — Москва: «Фотопринт», типография ИПО «Лев Толстой».
  3.   М.Г. Брагин. В грозную пору.1812 г.- Москва,1970.

Борзова Ю.А.,  отдел фондов

 Лыткаринский- историко краеведческий музей

 

 

Оставить комментарий