Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории». Станок ткацкий

В прошлый раз мы рассказывали про женскую рубаху-«рукава», переданную из лыткаринской этнографической экспедиции. Но случались и другие, например, сотрудники музея ездили в деревню Ивановка Брейтовского района Ярославской области, где также собирали интересные предметы по местным домам. Именно оттуда был привезен ткацкий станок конца XIX века, принадлежавший  крестьянке В.К. Малоненковой. Его можно увидеть в постоянной экспозиции «Русская изба», представляющей быт и промыслы лыткаринских крестьян.

По-другому он еще назывался стан, став, кросна и служил человечеству с древних времен для изготовления полотен, ковров и других материалов путем переплетения нитей. Ткацкий станок на Руси был практически в каждом крестьянском хозяйстве. Уметь ткать должны были все женщины и девушки, ведь деревенский текстиль создавался исключительно ручным способом. Это очень кропотливая работа, требующая много терпения, усидчивости и внимания. На станке изготавливали домотканое полотно и затем шили из него нижнее и постельное белье, скатерти и полотенца, нарядную и повседневную одежду – рубахи, штаны, кофты, юбки. Девочек с детства обучали ремеслу, а умение ткать было важной частью подготовки приданого. Отсутствие этого обязательного навыка могло стать причиной обидного прозвища «не ткачиха». Работа на станке традиционно велась в осенне-зимний период, а к весне приурочивалось ткачество запасов на год вперед.

Приступая к работе за ткацким станком, русская мастерица совершала обряд обращения к святым покровителям ремесла. В народном сознании образы христианской Богоматери и святой Параскевы Пятницы тесно переплелись с древней языческой богиней Мокошью, в результате чего сложился единый сакральный образ хранительницы ткачества и прядения. Работа женщин на ткацком станке осмыслялась как некое таинство, своеобразное творение мира. Это отразилось в обрядах, например, в изготовлении «обыденной» (сделанной за один день) новины – тонкого холста, который, по поверьям, мог остановить стихийное бедствие. Все женщины деревни начинали работу с первичных операций (мятье льна, прядение) и за день полностью завершали процесс ткачества, чтобы символически восстановить нарушенную гармонию мира.

Тканые изделия играли значительную роль в оформлении домашнего пространства во время праздников и важных событий. Занавески, скатерти и полотенца, украшавшие избу, демонстрировали не только мастерство хозяйки, но и благосостояние семьи. Это побуждало женщин, особенно незамужних девушек, создавать свои лучшие работы для всеобщего обозрения.

Традиционные станки собирались вручную или кустарным способом из деревянных деталей, вставленных одна в другую в пазы. Некоторые из них подвешивались на стойки на веревках или тесемках. Основу конструкции составляли две параллельно расположенные деревянные рамы (станины). К ним крепились колоды (навои), набилки (набелки) с бердом и нитченки (ремизки) с подножками. В принципе работы лежит взаимодействие двух систем нитей: основы (продольные) и утка (поперечные).

Навои – это деревянные валы с цилиндрическим утолщением на одном конце, которые служат для натягивания нитей основы будущей ткани. Пряжный навой, расположенный в передней части, служил для навивания основы, а полотняный, в задней части, – для наматывания готового полотна. Бердо – частый гребень из тонких тростей, через которые пропускались нити основы. Оно вкладывалось в деревянную раму (набелки) и использовалось для прибивания уточной нити к опушке ткани.

Рабочий цикл обеспечивался тремя основными органами: ремизками (формировали зев), челноком (прокладывал уток) и бердом (уплотняло полотно). Работа на ручном станке требовала от ткачихи согласованных действий и проходила следующим образом. Сидя на скамейке, она ногой нажимала на подножку, которая через систему нитов опускала один ряд нитей основы. В образовавшийся зев вручную пропускался челнок с уточной нитью. Нажатие второй подножки меняло положение нитей основы: верхние опускались, а нижние поднимались, формируя новый зев для обратного хода челнока.

После каждого прокладывания уток прибивался к полотну бердом. Использование двух ремизок позволяло получать ткань простого полотняного переплетения. Однако станок мог иметь и большее их количество. В этом случае получались узорные ткани. Установка дополнительных ремизок и применение специальных приспособлений (бральниц, дощечек) давало возможность создавать сложные варианты плетения.

По мнению автора книги О.В. Колпаковой «Волшебный наряд: история одежды для детей и взрослых», благодаря ткацкому станку компьютер появился на свет: «Именно в станке ткачи придумали использовать перфокарту (это бабушка дисков, дискет и флэшек) – железные пластинки с дырочками. Как их расположишь – такой узор и получишь»[1].

Примечательно, что в русских деревнях станки были в ходу вплоть до 1960-х годов. Фабричной мануфактуры в глубинке практически не было, да и по карману она была далеко не всем. И даже когда необходимость ткать холсты отпала, яркие и пестрые деревенские половички продолжали пользоваться спросом. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные ткацкие станки.

[1] Колпакова О.В. Волшебный наряд: история одежды для детей и взрослых. М., 2015. С. 34.

Список использованной литературы:

  1. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. – М.: Художественная школа, 2009. – С. 20-50.
  2. Колпакова О.В. Волшебный наряд: история одежды для детей и взрослых. – М.: Белый город, Воскресный день, 2015. – С. 265-272.
  3. Ткацкий станок (кросна), XX в. МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г. Железногорск Красноярского края. 

Оставить комментарий