Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории». Богородская игрушка  

Продолжаем наш рассказ о народных промыслах, и сегодня речь пойдет о деревянной богородской игрушке, возникшей в XV-XVI веках в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Отличается она от других тем, что фигурки вырезаются особым приемом – «маховым», вроде бы простым и даже грубоватым, а на самом деле виртуозным, при котором хорошо видна естественная фактура древесины. Манера исполнения богородской резьбы точная, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранен натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Это не просто вырезанные из дерева фигурки, их можно назвать небольшими скульптурами. Тематика разнообразна: крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, композиции на сюжеты басен и сказок. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья – бедная и многодетная. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им игрушку. Взяла женщина щепку и вырезала игрушку, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей села Богородское и занялось «игрушечным» ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси – еще более 350 лет назад. По преданию, сам его основатель Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Перед тем как попасть на прилавок, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы – дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще: детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложнее. Резчик обрабатывают липовые «чураки» самостоятельно, при этом большинство мастеров на фабрике женщины. Заготовку сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами – стамесками, особыми «богородскими ножами» с очень острыми лезвиями.

Богородские игрушки обладают одной очень яркой особенностью: они умеют двигаться, словно живые. Мастера делали их, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, баланс – деревянный шарик. Как, например, в очень известной игрушке «Куры на кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся клевать нарисованные зерна, причем в строгой последовательности, по очереди.

Все эти игрушки из фондов нашего музея можно будет также скоро увидеть на нашей новой выставке «Подарок с ярмарки».

Оставить комментарий