
Много веков существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Изделия некоторых промысловых народных игрушек из фондов нашего музея можно будет скоро увидеть на нашей новой выставке «Подарок с ярмарки». Среди них почетное место занимает яркая филимоновская игрушка – русский художественный промысел, зародившийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

По местным преданиям, деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с ХVI века производили гончарную глину, продавая ее на местных базарах. Расцвет промысла пришелся на середину XIX века. В начале XX века он угас и был восстановлен в 1960-е годы с помощью старых мастериц, возродивших забытое ремесло. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семьями, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки, передавая секреты своего искусства. Представленные на фото работы выполнены и переданы в Лыткаринский музей мастерицей Анной Алексеевной Лукьяновой.
Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, сказочностью и необычностью форм. В ней сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры. Фигурки отличаются пластичными очертаниями, вытянутыми пропорциями, а животные – непременными длинными шеями. В росписи преобладают 3-4 цвета, а в орнаменте – круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 см. Процесс изготовления игрушки длительный.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни в юбках колоколом, всадники на чудо-конях, коровы, медведи, уточки, петухи и др. Они расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость палитры (малиновый, зеленый, желтый и голубые цвета), игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными, чередующимися, горизонтальными полосами по белому или желтому фону вдоль туловища и шеи, что отличает их от игрушек из других мест.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, становясь непропорциональной, но удивительно изящной по форме. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
«Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», «синику», – так ласково называла глину местная мастерица. – Затем необходимо ее вымесить, как тесто, дать «отдышаться», и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается, и можно ставить сушить. Отдохнет – и в обжиг, а после начинается роспись в 3 цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются еще 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».