«Я – белая сирень. Медлительно томят
Цветы мои, цветы серебряно-нагие.
Осыпятся одни – распустятся другие,
И землю опьянит их новый аромат!»
Н. Тэффи
Сейчас на улицах вовсю бурно цветет сирень, радуя глаз своей красотой и разнообразием белого, розового и лилового цветов от бледных до насыщенных. Их сладкий с миндальными нотками аромат сложно спутать с каким-то другим. У многих он ассоциируется с одним из главных признаков наступающего лета.
В фондах нашего музея хранится нотное издание с мелодекламацией «Белая сирень» для фортепиано (слова Надежды Тэффи, музыка Евгения Вильбушевича) санкт-петербургского издания Н.Х. Давингофа 1911 года.
Мелодекламация (от др.-греч. «melos» – песнь, мелодия и лат. «declamatio» – упражнения в красноречии) – это художественное выразительное чтение стихов или прозы с использованием музыки. Этот вид искусства в разные годы был более или менее популярным. Как прием, мелодекламация существовала в европейском оперном искусстве, но уже с середины XVIII века вылилась в самостоятельный концертный жанр. Это были тексты балладного плана, используемые такими композиторами, как Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист и др.
В России мелодекламация встречалась у Е. Фомина, а получила распространение в конце XIX века как концертно-эстрадный жанр у композиторов Г. Лишина, А. Аренского, Е. Вильбушевича.
Отличие декламации под фоновую музыку и мелодекламации в том, что в мелодекламации читающий соблюдает ритмику мелодии, под которою идет чтение. Ее можно сравнить с пением без соблюдения тональности, но с соблюдением ритма.