Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории». Гребень подвесной, начало ХVIII века

 

      В фондах  Лыткаринского историко-краеведческого музея хранится предмет быта начала  ХVIII века, который  являлся незаменимым атрибутом большинства мужчин того времени. Это старинный подвесной бронзовый гребень — «бородочес».

      В своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, для расчесывания которых использовали гребни. Материалом для их изготовления служили дерево, кость и  металл. Бронзовыми гребнями  пользовались люди побогаче, а  у крестьян  были  гребни из дерева или кости. Историк Н.B.Костомаров  в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и  ХVII столетиях» пишет так: «..все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости».

      Выполнен гребень –бородочес  в виде тонкой бронзовой пластины небольших размеров  5 см на 7, 5 см. Вверху подвесного гребня  находилось отверстие – петелька, в которую продевалась цепочка, для более удобного ношения его на поясе. Помимо своих прямых обязанностей подвесной гребень использовался еще и как украшение- оберег. Образ гребня и орнамент несли общую символику и имели особенную фразеологию символов.  На подвесном одностороннем гребне, который хранится в  Лыткаринском историко-краеведческом музее, узор выполнен в виде кружка с точкой посередине. Это элемент так называемого «глазкового» орнамента, в основе которого лежит древний солярный знак, символизирующий солнце.

     Сам  гребень-бородочес  выполнен в зооморфном стиле в виде силуэтного изображения пары коней, смотрящих в разные стороны. Образ коня связан с древним славянским культом солнца. Две головки символизируют восход и заход или день–ночь, защищает хозяина справа и слева. Лошади считались у славян одним из самых почитаемых животных и сильнейшим оберегом, являлись символом здоровья, добра и счастья.

       Рассказывая о музейным предмете  гребне-бородочесе  нельзя не упомянуть, связанную с ним ожившую историю и «драму бороды».

       До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом.  А решение Стоглавого собора 1551 года в принципе запрещало сбривать бороду.  

 Положение дел изменил Петр I сразу по возвращении из Великого посольства в европейские страны.

 29 августа 1698 года  он подписал Указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Указом вводился «налог на бороду». По воспоминаниям современников, Петр I сначала лично брил бороды боярам, а затем перепоручил это занятие своему шуту.

В 1705 и 1722  году  Петр I издал следующие, из серии так называемых, «бородовых»  указов, регламентировавших санкции против тех, кто отказывался бриться. Обладатели бороды должны были платить специальную пошлину от 30 до 100 рублей, в зависимости от сословия,  и носить одежду определённого кроя. Нарушителей штрафовали.  При оплате пошлины выдавался «бородовой знак», по которому владельцу бороды отдалялось на год ее сбривание.

        Неоднозначная инициатива Петра I , как отмечают историки, была обусловлена целым рядом причин. Это и  стремление Петра I приблизить быт российской элиты к европейскому, и  также пополнить казну бюджета в преддверии Северной войны. Крестьян же, составлявших примерно 95% населения империи,  указы о бородах практически не коснулись. Они не  платили пошлину, только  каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

          В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Лишь в 1772 году  Екатерина II  отменила налог на бороду, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

         А. С. Пушкин в «Заметках  по русской истории XVIII века» писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».

  

Отдел фондов, Лыткаринский историко-краеведческий музей

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий