Цикл публикаций «Нетленное наследие старообрядчества». Икона Святого Николы Чудотворца

 

История собрания тураевских староверов имеет трагичную историю. Первая его часть, наполненная ценными иконами и книгами, погибла в огне 22 ноября 1870 года, когда моленная в Тураево сгорела, скорее всего, с большей частью имущества. Украшение нового храма, построенного в 1885 году, иконами и наполнение его утварью шло, как водится, в двух направлениях. С одной стороны, писались новые образа для размещения в новом иконостасе, выполненном в неорусском стиле. Он выкрашен темперой под майолику и сохранился до наших дней. С другой стороны, храм наполнялся иконами, преподнесёнными в дар, среди которых, несомненно, были и древние образцы иконописи. К сожалению, это собрание  сильно пострадало в 60-80-х годах ХХ века и даже в начале ХХI века в результате частых и масштабных краж. Так, из инвентарной описи 1956 года до сегодняшнего времени дошло не более 20% собрания, насчитывавшего более 300 икон. В меньшей степени пострадало от краж книжное собрание, однако было сильно потрепано временем и условиями хранения. Многие книги сохранили на своих страницах историю своих владельцев, последним из которых стала Тураевская старообрядческая община. Тем не менее, оставшиеся памятники рассказывают о былом и являются свидетелями эпохи протопопа Аввакума.

Святой Никола Чудотворец

Центральная Россия.XVII в., поновления XIX в. 

Дерево, левкас, яичная темпера, листовое золото и серебро, 31х28

Икона представляет собой врезок, типично старообрядческий подход к сохранению древних обветшавших образов: центральная часть изображения выпиливалась из старой разрушенной основы и врезалась в новую доску. Фон и поля писались заново, а фигуративная часть более или менее прописывалась. В процессе реставрации памятника удалось раскрыть от поздних наслоений значительные участки оригинала. К первоначальной живописи можно отнести светлое личное письмо, частично фигуру (ассист на фелони выполнен листовым серебром и прикрыт цветным лаком, имитируя позолоту) и прилегающую к ней область фона, отличающуюся более светлым тоном. К поновлению XIX века относятся нимб, большая часть фона с надписями и сегменты с изображением Спаса и Богоматери, представляющие Никейское чудо. В целом поздние записи органично сочетаются с древней живописной основой иконы, передавая сдержанность и аскетичность образа. Поясное изображение святителя Николы Мирликийского следует раннему иконографическому изводу с характерной деталью – закрытым Евангелием в левой руке и двуперстно благословляющей десницей.

 

Оставить комментарий