Цикл «Исторические пятницы». История карьера Волкуша

Железная дорога на карьере Волкуша. 1955 год.

Немногим более 100 лет назад место, которое теперь известно как карьер Волкуша, было покрыто лесами. Название Волкуша происходит от  слова «vilkas» — «волк» и восходит к языку племени балтов, населявших нашу местность. В лыткаринских лесах в прошлом действительно обитало много волков. При царе Алексее Михайловиче в окрестностях деревни Соколово и в районе Волкуши, был устроен для царской забавы Волчий двор. 

Разработка территории карьера Волкуша началась на рубеже XIX и XX веков. Рядом с ним находится гора Волчуха. На топографической карте 1878 года видно что, местность вокруг этой горы еще покрыта густыми лесами. А на плане 1916 года арендного договора Управления речной Москворецкой системы (УРМС) на изыскательские работы и добычу камня на землях имения Петровское уже просматриваются участки с вырубленными лесами и места разработок. Сам карьер, как и все земли имения, до 1917 года принадлежал князю Андрею Александровичу Барятинскому, проживавшему в Петрограде.

После революции до расформирования УРМСа в 1924 году работы на карьере по-прежнему велись его силами, а позже лыткаринскими артелями перешедшими на работу в Управление Люберецкого союза «Формолитье».

Рабочие на карьере Волкуша.

Активно разрабатывать карьер стали в начале 1930-х годов в связи с началом работы Завода зеркальных отражателей (ЗЗО), для которого чистейший белый кварцевый песок без вредных примесей являлся сырьем в стекловарении. В 1935 году было начато строительство железной дороги от станции «Мальчики» Казанской железной дороги до Завода зеркальных отражателей в Лыткарино. Железнодорожная ветка имела ответвление в сторону карьера.

По сохранившимся документам известно, что добыча кварцевого песка с каждым годом постоянно увеличивалась: если в 1934 году песка в карьере было  добыто исключительно ручным способом 20 тыс. тонн, то перед войной –  уже 104 тыс. тонны. В годы Отечественной войны карьер не прекращал своей работы, хотя добыча песка резко сократилась – в 1942 году его было добыто только 14 тыс. тонн.

Из приказа директора Завода зеркальных отражателей от 3 июля 1943 года, хранящегося в Центральном

государственном архиве Московской области, следует, что добываемый на карьере Волкуша песок доставлялся не только на ЗЗО, но и на станцию «Мальчики» для нужд других производств.

Известно, что Волкушинский карьер долгие годы находился в структуре Люберецкого карьероуправления. Началом работы самого Люберецкого карьероуправления, как предприятия социалистического типа, считается 1925 год.  К сожалению, его архивы были уничтожены в июле 1941 года, как и поселковый архив Лыткарино в виду быстрого приближения к Москве немецко-фашистких захватчиков. Поэтому нам не удалось установить, в каком году карьер вошел в его состав. Известно, что с 1938 по 1940 годы Волкушинский карьер входил в систему Московской областной конторы снабсбыта Главстекло Наркомата местной промышленности РСФСР, а с февраля 1940 года по февраль 1941 года был цехом Завода зеркальных отражателей (системы Наркомата промышленных стройматериалов СССР). В последующие годы он неоднократно менял подчиненность в системе министерств СССР.

Сотрудникам Лыткаринского историко-краеведческого музея удалось найти среди жителей современного города Лыткарино тех, кто вырос и жил в рабочем поселке рядом с Волкушинским карьером. Вот что рассказали Валерий Петрович Калюжный и Валентин Васильевич Филиппов.

«Карьер Волкуша активно начал разрабатываться в начале 1930-х годов. В те времена он входил в состав Люберецкого карьероуправления по добыче кварцевого песка Треста «Союзстеклосырье» МПСМ.  В его же ведомстве находился  карьер в Котельниках.

Для добычи белоснежного песка в карьере вначале были проведены вскрышные работы. Работы велись вручную с использованием конной тяги.  От вскрышных работ образовались большие горы песка с глиной.

Глиняная гора (сейчас справа от лестницы). 1968 год.

Самая первая такая гора сохранилась до сих пор. Старожилы называли ее «Глинка» или «Глиняная гора». На самой горе, в зарослях молодых кустарников осинника, в изобилии росли отличные подосиновики.

Песок в карьере добывался экскаваторами, проступавшая при этом родниковая вода откачивалась насосами, чтобы не мешать проведению работ. Здесь же в карьере стоял небольшой домик – лаборатория, где определялось качество добываемого песка.

Чистый кварцевый песок (большая часть добытого в карьере песка) сгружали в вагоны, которые мотовоз вывозил из карьера в специальный тупик, и  несколько груженых вагонов  маневровый паровоз-«кукушка» забирал  на станцию «Заводская» и далее – на Завод зеркальных отражателей. Пришло время, и  паровоз сменил тепловоз.

Остальной добытый в карьере песок увозили к причалу на берег Москва-реки по специально построенной однопутной узкоколейке  мотовозом с 4-5 вагонетками. Транспортеры перегружали сырье на баржи и увозили в Москву. Это песок был предназначен для изготовления литейных форм на заводе имени Лихачева и других заводов Москвы.

Позднее вскрышной грунт из Волкушинского карьера  использовали на строительстве города Лыткарино».

Работы на карьере Волкуша. Середина 1960-х гг.

Осенью 1960 года город Лыткарино вошел в зеленую зону Москвы. В конце 1967 года запасы песка в окрестностях Волкуши оценивались примерно в 20 миллионов тонн. Однако все они были покрыты лесами особо охраняемой Московской лесопарковой зоны в составе Томилинского лесопарка, которые было запрещено вырубать. В связи с этим было решено с 1 января 1969 года разработки песка на карьере Волкуша прекратить. В то время Лыткаринский завод оптического стекла уже получал песок частично из других карьеров, а после этого решения должен был полностью перейти на привозное сырье. В начале 1970-х годов территория карьера была рекультивирована с высадкой на его склонах деревьев. Песчаный карьер быстро заполнился чистейшей водой из родников, и представляет собой сегодня одно из красивейших озер Подмосковья.

Современный вид карьера Волкуша.

Оставить комментарий