Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории»

    Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель» – это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в  «Гжельский куст»: Турыгино, Новохаритоново, Володино, Речицы,  село Гжель и др.

 «Гжель» – русский народный промысел, который существует уже на протяжении семи веков. Так же «гжелью» называют  вид русской народной росписи.

Изначально роспись «гжели»  была разноцветной. Во второй половине ХVIII века появляется майолика — гжельская красноглиняная керамика  с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда с лепными фигурками.
Изделия с такой росписью выполнялись в технике под названием  «ценина» от немецкого «zinn»- «олово», старинное название «майолики». После первого обжига изделие покрывали эмалью белого цвета. Поверх сырой эмали наносили рисунок, и изделие вновь обжигали при сравнительно невысокой температуре. Низкая температура второго обжига позволяла применять довольно много разных красок. Обычно использовались пять цветов: желтый, зеленый, коричневый, вишневый и синий.

Второй вид росписи – «сине-голубая» – монохромная роспись кобальтом появилась в Гжели в XIX веке, когда  из Голландии завезли сине-белые расписные изразцы из делфтского фарфора. При обжиге черный кобальт приобретал насыщенный и стойкий синий цвет. Особенность такого покрытия в том, что оно долговечно.

А что же такое «старая гжель»?

 «Старая гжель» – это гжельские предметы до начала XX века: гжельские кумганы и квасники XVIII века с разноцветной майоликой, которые имеют высокую историческую и художественную ценность.

В наши дни, на бытовом уровне, словосочетание «старая гжель» можно услышать довольно часто, при этом обычно подразумевают именно советский фарфор, с  1930 по 1970 годы 20 века.

     В коллекции нашего музея собраны предметы гжели разных периодов: от «старой гжели» до современных изделий гжельских мастеров.

В статье мы подробнее расскажем о статуэтках из музейной коллекции  «старой гжели»,  выпущенных  в  1950-1960-х годах Турыгинским заводом художественной керамики (ТЗ ХК), также известным как  Турыгинский  фарфоровый завод. Все они относятся к анималистическому жанру.

 В их числе статуэтки  скульптора-художника  Бессарабовой  Натальи Ивановны и статуэтка ее ученицы – Азаровой Людмилы Павловны.

Надо сказать, что появление Бессарабовой  на Турыгинском заводе  было не случайным. И с этим связана целая история.  Именно на этом  фарфоровом заводе (ТЗ ХК), собравшем в свой состав лучших мастеров, возродился знаменитый гжельский промысел по росписи керамических изделий кобальтом  в бело-синей гамме.

 Сейчас трудно поверить, что столь известный промысел, как гжель, мог окончательно исчезнуть где-то в предвоенное время. Старые мастера ушли,  новых мастеров  не обучили, многие навыки были утрачены. Потом война. Но Советский Союз был плановым государством. Партия и правительство приказали возродить народные промыслы. 

И с 1944 по 1950 гг. образцы для артели  «Художественная керамика» в  Турыгино стали разрабатывать художники и скульпторы научно-исследовательского института  художественные промыслы (НИИ ХП). Одной из них  была Н.И. Бессарабова.  Детально изучив лучшие образцы гжельской керамики из хранилищ Государственного Исторического музея, она прибыла в Турыгино со своими эскизами и зарисовками в 1945 году, где начала обучать местных мастеров технике сине-белой росписи.  Своим возрождением гжельские промыслы обязаны также А.Б.Салтыкову – бывшему графу, учёному-искусствоведу. В 1930-1940-х гг., изучив приёмы и методы старой росписи, он создал новую живописную систему, так называемую «азбуку мазка». В этой работе сотрудники НИИ ХП, опираясь на лучшие традиции гжельского наследия, для разработки ассортимента изделий из фарфора взяли за основу декоративное построение полуфаянса  гжели 19 века. А возрожденная ими свободная декоративная роспись синей краской по белому фону изделий сохраняется и поныне.

Н.И. Бессарабову, называют также  «гжельской розой», ведь именно она  возродила синий цветок на белом фоне и обучила мастеров предвидеть, какой получится оттенок синего в готовом изделии после обжига. Насчитывают более двадцати оттенков синего на белом фарфоре.

 Благодаря Наталье Ивановне  Бессарабовой  возрождены многие традиционные приёмы необыкновенной росписи гжели.

Помимо обучения молодых мастеров Бессарабовой для артели «Художественная керамика» было изготовлено большое количество форм малой пластики, благодаря чему сложился задел работы на десятилетия вперёд.

Хотя ранними работами  Бессарабовой Н.И. на Турыгинском заводе  стала всевозможная посуда, наибольшую известность получила именно декоративная анималистическая скульптура, среди которой выделяются  «Лайка» (1951 г.), «Синица хохлатая» (1952 г.), «Цыплёнок» и «Белка, грызущая орех». «Козлёнок с гусем» (1945 г.), «Утёнок» (1951 г.).

Некоторые из перечисленных работ скульптора Бессарабовой Н.И. находятся в коллекции Лыткаринского музея.

Статуэтка фарфоровая   «Лайка»

Автор Бессарабова Н.И.

Турыгинский завод «Художественная керамика» Гжель, СССР,

1950-1960 гг. Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, золочение.

Статуэтка «Лайка» высотой 12 см покрыта глазурью. Скульптор  точно передает задорный характер и повадки собаки этой породы. Крепкая конституция, широкая грудь, загнутый на спину в форме серпа хвост, густой шерстяной покров и бесконечно преданный, доброжелательный взгляд. Фарфоровая собака замерла в ожидании команды хозяина. Фигурка белого цвета сделана из твердого фарфора и мягко расписана полихромным красками (голубой, сине-зеленой)  и позолотой, которые подчеркивают выразительность композиции. Покрыта  глазурью. На обороте – часть зеленого клейма «ХК».  

 

 Статуэтка фарфоровая  «Белка»

Автор Бессарабова Н.И.

Турыгинский завод «Художественная керамика», Гжель, СССР,

1950-1960 гг.

 Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, золочение.

  Статуэтка высотой 12,5 см покрыта глазурью и изображает белочку у грибочков. Тело белочки оставлено белым, а лапки и хвост раскрашены бежевой краской. Основание статуэтки расписано голубой, сине-зеленой и золотистой краской. Фигурка детально передает характер милой белочки. На оборотной стороне основания статуэтки клеймо зеленого цвета буквы «ХК» в треугольнике. И красное клеймо треугольное с надписью внутри «1с» (1-й сорт).

 

Статуэтка  фарфоровая  «Синица хохлатая»

Автор:  Бессарабова Н.И.

 Турыгинский завод  «Художественная керамика», Гжель, СССР,

  1950-1960 гг. Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, золочение.

Фигурка высотой 12 см  бело-голубого цвета на круглой подставке покрыта глазурью. На ветке сидит  птичка с хохолком, золотистыми перышками и клювиком. На оборотной стороне подставки имеется клеймо завода — черные буквы «ХК» в треугольнике.

 

 

 

Статуэтка фарфоровая  «Цыплёнок»

 Автор:  Бессарабова Н.И.

Турыгинский завод «Художественная керамика», Гжель, СССР,

1950-1960 гг. Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, золочение.

Покрытая глазурью фигурка  бело-бежевого цвета с золотистыми штрихами на лапках и золотистым клювиком, высотой  9,5 см, изображает маленького пушистого цыпленка. Он стоит на круглой подставке, расписанной голубой, сине-зеленой и золотистой красками. На обороте основания статуэтки стоит  клеймо завода Турыгинского завода – черные буквы «ХК» в треугольнике.

 Перед своим уходом с завода  в 1955 г. Бессарабова сумела передать свое знания   молодым  мастерам художникам  Азаровой Л.П. и Дунашовой Т.С.

В  коллекции Лыткаринского музея  есть работа талантливой ученицы Бессарабовой Н.И. – Азаровой Л.П.

Статуэтка фарфоровая  «Жеребенок»

Автор: Азарова Л.П.

Турыгинский завод «Художественная керамика, Гжель, СССР,

1950-1960 гг.  Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, позолота.

Статуэтка 15,5 см изображает жеребенка белого цвета с карими глазами, с гривой и хвостом бежевого цвета, под ногами у него высокие  голубые с золотистой росписью листья. Основание овальной формы белого цвета с золотистым ободком. Статуэтка покрыта глазурью. Фигурка детально передает  живой характер жеребенка. На обороте основания статуэтки треугольное зеленое клеймо «Гжель ТЗ», которое так же ставили в период 1950-1960 гг.

Азарова пришла на Турыгинский фарфоровый завод  в 1954 году. Уже в первых работах молодой скульптор-керамист показала  разносторонность тем от сказочной «Царевны-лягушки» и «Ивана-царевича», «Хозяйки Медной горы» до бытовой «Телятницы» (1954 г.) и «Девочки с курами». Ее изделия определили «лицо» советской гжели. В 1960 и начале 1970-х годов Азарова Л.П. занимала должность главного художника завода «Художественная керамика», а в 1972 году стала его ведущим художником. Работала на фабрике 48 лет, до 2002 года и создала 670 работ. Участвовала в 63 выставках, а её работы хранятся в 34 музеях и частных коллекциях.

Продолжая обзор музейной коллекции советских фарфоровых статуэток гжели из коллекции  Лыткаринского музея  представляем статуэтку, созданную авторами «Каталога-определителя «Советский фарфор» на 2012-2013 гг.».

  Статуэтка фарфоровая «Голубь»

Авторы: Пелинский И.А. , Сафонова М.А.

Турыгинский завод «Художественная керамика», Гжель, СССР,1950-1960 гг. Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, золочение.

На  оборотной стороне  клеймо ТЗ ХК  зеленого цвета  , относящееся к периоду 1950-1960  гг.

Фигурка голубя высотой 13 см белого цвета с золотистыми перышками и клювиком, стоящего на круглой высокой подставке бежевого цвета. Перышки и лапки прорисованы золотистой краской и на брюшке  внизу роспись голубой краской. Одинаковых голубей найти невозможно, т.к. раскрашивались статуэтки вручную.

Статуэтка фарфоровая  «Голубка»

(«Голубь» или «Голубь малый»). Автор: скульптор  Белоглазов С.Н.  

Турыгинский завод «Художественная керамика», Гжель, СССР,

1950-1960  гг.  Фарфор, глазурь, подглазурная роспись, золочение.

Миниатюрная фигурка  голубки высотой 7,5 см белого цвета с золотистыми перышками и клювиком, стоящей на круглой высокой подставке с голубой каймой в золотистой окантовке.

В  1950-1970 годах в Гжели трудилась замечательная плеяда талантливых мастеров: ученица Бессарабовой Н.И. – Людмила Азарова, потомственная мастерица  Татьяна Дунашова, Александр Федотов, Владимир Петров, Зинаида Окулова.  Эти художники создали стиль современной гжели, бережно сохранив лучшие  традиции старого промысла.  На промысле выросла достойная смена  мастеров.

Фарфоровые статуэтки  гжели советского периода встречаются довольно разнообразные. Здесь, как и у других заводов в СССР, присутствуют темы сказок, персонажей из сказок, животных и птиц, «счастливое детство» профессии, национальности и многие другие.

Хотя старинные фарфоровые статуэтки гжели и пересекаются по тематике с другими заводами, гжельский фарфор имеет свои неповторимые отличительные черты и особенности.

Советские статуэтки притягивают взгляд, заставляя забыть о современной суете, наслаждаясь красотой искусства.

Для коллекционеров фарфоровые изделия от артелей, работавших в 1930-х годах, представляют интерес не столько в отношении качества, сколько в плане занимательности сюжетов и яркой советской тематичности. И изделия последующих 1940 – 1970 годов, благодаря которым в советских домах и квартирах зазвучали новые ноты в декоре помещений, теперь перешли в разряд антикварных предметов.

Сегодня предприятия Гжели, сохраняя исторические гжельские традиции,  выпускают изделия в двух видах росписи: полихромной многоцветной  и монохромной синей  росписи кобальтом  на белом фарфоре.

Источники:

      1. Гжельский керамический промысел. Набор открыток.-Мелихово, 2006.

  1. Пелинский И.А., Сафонова М.А. Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- лайка- с.58,433.
  2. Пелинский И.А., Сафонова М.А. Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- белка- с.58,433.
  3. Пелинский И.А., Сафонова М.А.Советский фарфор 1917-1991:иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- синица хохлатая- с.58,435.
  4. Пелинский И.А., Сафонова М.А. Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- цыпленок- с.58,433.
  5. Пелинский И.А., Сафонова М.А. Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- жеребенок- с.58,432.
  6. Пелинский И.А., Сафонова М.А.Советский фарфор 1917-1991:иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- голубь- с.58, 435
  7.  Пелинский И.А., Сафонова М.А.Советский фарфор 1917-1991:иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- голубка- с.58.

Борзова Ю.А.

Отдел фондов Лыткаринского историко-краеведческого музея    

 #лыткарино #лыткаринскиймузей #музейлыткарино #паркусадьбылыткарино#историяЛыткарино »  #советский фарфор #фарфор ссср #фарфоровые статуэтки  #Гжельстарая #Турыгинскийфарфоровыйзавод  #художественнаякерамика #анималистика  #Бессарабова  #статуэтки

 

Оставить комментарий