Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории»

Продукцию, которая выпускалась на Ленинградском фарфоровом заводе в советские годы, можно увидеть в крупнейших музеях мира, таких как Эрмитаж, лондонский музей Виктории и Альберта, Нью-Йоркский Метрополитен-музей и во многих других музеях и частных коллекциях. Да и в простых российских семьях всегда найдется ваза, чайный сервиз или статуэтка с легендарным логотипом «ЛФЗ». За годы своей работы завод всегда стоял в авангарде фарфоровой промышленности Российской империи и СССР. 

 Продолжая публикации о советских фарфоровых статуэтках 1950-1960 годов  мы расскажем  о собранных в  коллекции Лыткаринского музея редких  статуэтках, выпущенных  Ленинградским фарфоровым заводом в этот период в анималистическом жанре.

В 1950-1960 годы на ЛФЗ работала плеяда  талантливых скульпторов и художников, которые продолжали лучшии традиции Императорского фарфорового завода и создали самые известные и знаковые работы .

 Это скульпторы Воробьев Б.Я., Веселов П.П., Столбова Г. С., Пахомов А.Ф., художники Ризнич И.И., Жбанов В.М.,  Лупанова Е. Н. и многие другие.

Ризнич Иван Иванович — легендарный мастер росписи по фарфору, художник-анималист, талантливый скульптор. Проработал на Ленинградском фарфоровом заводе  им. Ломоносова  всю свою жизнь, начиная с  18 лет (с 1926 г.), с большими и малыми перерывами. В 1951 году трудился старшим художником ЛФЗ.

Почти сорок лет проработал с 1936 г. по 1972 г. на Ленинградском фарфоровом заводе  советский скульптор Воробьев Борис Яковлевич, автор анималистической пластики и ярких литературных персонажей,  талантливый мастер. Он создал множество скульптурных изображений, ставших своеобразной маркой этого всемирно известного предприятия. Многие работы скульптора ЛФЗ выпускал массовыми тиражами, зачастую вместо имени автора указывая только своё клеймо. Сегодня скульптурные работы Бориса Воробьева находятся в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и многих других музеях.

Скульптор Воробьев Б.Я. является автором  фарфоровой  статуэтки «Медвежонок присевший»1

 Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова (ЛФЗ). Ленинград.1955 г.

Фарфор, подглазурная роспись, глазурь.

Статуэтка высотой 11 см изображает бурого медвежонка в движении на овальном белом подножии статуэтки.

Каждый из ракурсов статуэтки придает новый оттенок восприятию движения. Округлые дуги фигурки очерчивают силуэт, замыкая композицию.

 

 

В 1957 году  Воробьевым Б. Я. также была создана модель и исполнена  фарфоровая статуэтка «Ягненок стоящий»2,

Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова (ЛФЗ), г. Ленинград. СССР, 1957 г.

Фарфор, подглазурная роспись, глазурь.

Анималистическая статуэтка высотой 11 см изображает серо-белого ягненка,  стоящего на широко расставленных ножках. На лбу у него две белые звездочки и белое пятно в центре. На брюшке ягненка полустертое черное клеймо ЛФЗ.

Расписана  статуэтка талантливым художником – Жбановым Виктором Михайловичем, работавшим на ЛФЗ с 1951 года сначала живописцем, затем художником подглазурной росписи.

Статуэтка фарфоровая «Овчарка»3 ЛФЗ. Ленинградский фарфоровый завод им.Ломоносова (ЛФЗ). Ленинград. 1962 г.

Авторы скульптор Воробьев Б.Я., художник Ризнич И.И.

Статуэтка изображает отдыхающую лежащую собаку породы восточно-европейская овчарка с открытой пастью и поднятыми вверх острыми ушами. Расписана статуэтка в бело-бежевых и черно-коричневых тонах. Полная длина статуэтки должна быть около 22,5 см, у подаренной музею фигурки, вследствии хрупкости фарфора и  долгого бытования, к сожалению, отколота часть передних лап.

Автор статуэтки – анималист Воробьев Б.Я. изобразил овчарку, героя повести Меттера И.М. «Мухтар».4 Прототипом повести был пес Султан, который в годы Великой Отечественной войны работал в блокадном Ленинграде и был дважды ранен преступниками. Когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушмин. Поклонник собак писатель  Меттер И.М. встретился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и его роли в розыскной работе. Так,  в 1960 г. появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма «Ко мне, Мухтар!». После выхода фильма на экран в 1964 году самой распространенной собачьей кличкой стала «Мухтар». Даже Эдита Пьеха назвала своего пса Мухтаром. А с годами кличка вообще стала нарицательной, означая смелость и верность собак.

Огромную популярность фильму прибавила и выпущенная миллионными тиражами фигурка овчарки. На Ленинградском фарфоровом заводе был объявлен конкурс, в котором помимо Воробьева Б.Я. приняла участие Драчинская В.С.Победил в конкурсе Воробьев Б.Я.  Его фигура собаки выпускалась не только на Ленинградском заводе, она стала стартовой скульптурой Краснодарского фарфорового завода. Было разработано более  десяти вариантов росписи художниками по фарфору Ризничем И.И и Жбановым В.М.

Статуэтка фарфоровая «Олень лежащий»5 миниатюрная

высотой всего  6,7 см, изготовлена на Ленинградском фарфоровом заводе в 1966 г.  из мягкого фарфора в технике ручной подглазурной росписи.

Автор формы – скульптор-анималист  Веселов Павел Павлович.

Он же расписал созданную им гипсовую модель. Художник Жбанов В.М. на ее основании подготовил образец росписи для тиражирования и подобрал керамические краски для фарфоровой статуэтки.

Веселов П.П.  работал на Ленинградском фарфоровом заводе с 1963 года. Создавал образцы для тиражирования, участвовал в отечественных и международных выставках. 

Миниатюрная статуэтка  «Олень лежащий» очень изящна: чуть повернутая вправо величавая голова оленя на слегка изогнутой шее, создает ощущение на миг прилегшего отдохнуть животного, с подогнутыми ногами, а небольшие веточки рогов оживляют силуэт.

 На обороте фигурки черное клеймо ЛФЗ и клеймо «в /с»- высший сорт.

Статуэтка чернильница фарфоровая «Медвежата»  скульптор Чарушин Е. И.,

 Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.

 фарфор, роспись 13,7х16х11 см

Известный иллюстратор детских книжек о животных Евгений Иванович Чарушин создал множество анималистических скульптур на ЛФЗ. Можно сказать слава Чарушина-скульптора была не меньше славы Чарушина-графика. Особенно очаровательны его медвежата. В  представленной в коллекции Лыткаринского музея статуэтке автор изобразил двух  медвежат-сладкоежек, аппетитно поедающих варенье. Статуэтка сделана в виде чернильницы-пня  с крышечкой.

По узнаваемым моделям 1950-1960 х гг. известных скульпторов ЛФЗ  фарфоровые скульптуры тиражировались и в последующие годы.

Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпуск изделий, но именно предметы ЛФЗ времен СССР высоко ценятся исследователями, любителями и опытными коллекционерами. 

Источники:

  1. Пелинский И.А., Сафонова М.А. Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- медвежонок присевший- с.40-41,481.
  2. Пелинский И.А., Сафонова М.А.Советский фарфор 1917-1991:иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- ягненок стоящий- с.40-41.
  3. Пелинский И.А., Сафонова М.А.Советский фарфор 1917-1991:иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- овчарка- с.40-41, 477

      4. «Ко мне, Мухтар!»//URL: https://dzen.ru/a/XkbemaPilmc_31D6 —  20  февраля 2020.

  1. Пелинский И.А., Сафонова М.А.Советский фарфор 1917-1991:иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами. — М: ИД «Любимая книга», 2012 г.- олень лежащий — с. 40-41.

Борзова Ю.А.

Отдел фондов Лыткаринского историко-краеведческого музея    

#лыткарино  #лыткаринскиймузей  #музейлыткарино #паркусадьбылыткарино#историяЛыткарино #музеиподмосковья  #культуралыткарино #культурамо #нашеподмосковье #историясоветскогобыта  #советский фарфор #фарфор ссср  #фарфоровые статуэтки  #ЛФЗ  #анималистика  #овчарка  #статуэтки

 

Оставить комментарий