Итоги грантового проекта «Путешествие школьников в мир оптики и звезд»: анализ эффективности

Для оценки эффективности новой программы «Путешествие школьников в мир оптики и звезд в начале и конце экскурсии в фокус-группах  проводилось выборочное тестирование. Это помогло определить слабые места в знаниях школьников, что позволило команде проекта обратить особое внимание на  наиболее трудные для восприятия детьми моменты и сделать на них особый акцент для лучшего усвоения материала. Поскольку наполнение экскурсии отличалось для разных возрастных групп, соответственно тесты учитывали содержание и объем преподнесенного материала. Каждый тест включал 10 вопросов по астрономии, оптике и краеведению. За каждый правильный ответ давался 1 балл. Таким образом, количество набранных баллов могло варьироваться от 0 до 10. И если перед началом экскурсии на какие-то вопросы ребята отвечали интуитивно, то после экскурсии уже со знанием дела. Хотя обучаемость детей разная, ясно одно — программа несомненно расширила их кругозор и заинтересовала естественными науками, судя по отзывам.

Анализ тестирования в целевой группе «1-4 классы»

 В младшей школьной аудитории было проведено тестирование в 4-х фокус-группах в количестве 97 из 472 человек, что составило 20,5% от посетителей в этой целевой группе, т.е. более пятой части. До экскурсии правильно ответили на вопрос «Что находится в центре Солнечной системы?» 77% детей, в то время как согласно проведенному ВЦИОМ опросу в 2022 году на этот же вопрос правильно ответили только треть россиян. Наибольшее количество правильных ответов до экскурсии школьники дали на вопрос «Что делает с изображением лупа?» – 90%. После экскурсии школьники показали наибольший прирост правильных ответов на вопросы «Кто первым привез микроскоп в Россию?» и «Сколько планет в солнечной системе?»

В таблице ниже приведены результаты по набранным баллам до экскурсии и после ее проведения:

 

Категория (баллы) Этап 1

(до экскурсии)

Этап 2

(после экскурсии)

Хорошо (8-10) 18% 55%
Средне (5-7) 70% 41%
Плохо (0-4) 12% 4%

Средний балл всех тестируемых после экскурсии составил 7,53 балла, до экскурсии этот показатель составлял 6,04. Правильно ответили на все вопросы и набрали максимально возможное количество баллов после экскурсии 10% учащихся против 2% до нее. На диаграмме четко прослеживается сдвиг максимальных значений гистограммы вправо в сторону больших баллов, что показывает рост количества правильных ответов (см. диаграмму):

Анализ результатов тестирования показал, что после экскурсии улучшили свои знания 70% школьников из 1-4-х классов.

 

Анализ тестирования в целевой группе «5-7 классы»

В средней школьной целевой аудитории было проведено тестирование в 5-ти фокус-группах в количестве 115 из 482 человек, что составило 23,8% от посетителей в этой целевой группе, т.е. более пятой части. Больше всего правильных ответов до экскурсии школьники дали на вопрос «Что происходит с нашей Вселенной?» Правильный ответ, что она расширяется с ускорением, дали 87% учащихся. В тройке лидеров по правильным ответам после экскурсии стали вопросы «Что в оптике называют разрешением?» – 76% и «Что нужно для получения стереоэффекта?» – 74%. Наибольший прирост правильных ответов школьники показали на вопрос «Что изучает оптика?» Если до экскурсии на него правильно ответили 27% тестируемых, то после экскурсии – уже  65%. Стоит отметить, что это именно эта тема являлась ключевой в экскурсии. Команде проекта важно было донести до ребят, что оптика – это наука о свете и законах его распространения. Многие ребята давали ответ, что оптика — наука о зрении и методах его коррекции. Видимо, здесь оказывают влияние вывески «Оптика» в магазинах, торгующих очками. Важно было донести до ребят, что оптика — это более широкое понятие.

В таблице ниже приведены результаты по набранным баллам до экскурсии и после ее проведения:

Категория Этап 1

(до экскурсии)

Этап 2

(после экскурсии)

Хорошо (8-10) 8% 46%
Средне (5-7) 62% 43%
Плохо (0-4) 30% 10%

Средний балл всех тестируемых после экскурсии составил 7,07 баллов, до экскурсии этот показатель составлял 5,38. Правильно ответили на все вопросы и набрали максимально возможное количество баллов после экскурсии 9% против 2% учащихся до нее. На диаграмме четко прослеживается сдвиг максимальных значений гистограммы вправо в сторону больших баллов, что наглядно иллюстрирует рост количества правильных ответов:

Анализ результатов тестирования показал, что после экскурсии улучшили свои знания 69% школьников из 5-7-х классов.

 Анализ тестирования в целевой группе «8-11 классы»

В старшей школьной целевой аудитории было проведено тестирование в 5-ти фокус-группах в количестве 105 из 459 человек, что составило 22,9% от посетителей в этой целевой группе, т.е. более пятой части.  Больше всего правильных ответов до экскурсии школьники дали на вопрос «Что лучше рассказывает о составе звезды?» — 94%. В тройку лидеров по правильным ответам после экскурсии стал этот же вопрос с приростом правильных ответов в 3%, а также вопросы: «Сколько составляет видимое вещество во Вселенной от ее массы» – 95% с приростом в 13% и «Что такое оптика?» – 93% с приростом в 23%. Наибольший прирост правильных ответов старшеклассники показали на вопрос «Почему светится звездная пыль в инфракрасном диапазоне?» До экскурсии правильно на этот вопрос ответили 28% тестируемых, после экскурсии – 82%, прирост правильных ответов составил 54%. Этому способствовал просмотр фильма в планетарии «Разноцветная Вселенная» о всеволновой астрономии. Также после мастер-класса с микроскопами старшеклассники хорошо разобрались, для чего служит объектив микроскопа. На вопрос о назначении объектива микроскопа до экскурсии правильно ответили 38% тестируемых, а после экскурсии – 82% с приростом в 44%.

В таблице ниже приведены результаты по набранным баллам до экскурсии и после ее проведения:

Категория Этап 1

(до экскурсии)

Этап 2

(после экскурсии

Хорошо (8-10) 26% 74%
Средне (5-7) 67% 25%
Плохо (0-4) 8% 1%

Средний балл всех тестируемых после экскурсии составил 8,67 баллов, до экскурсии этот показатель составлял 6,63. Правильно ответили на все вопросы и набрали максимально возможное количество баллов после экскурсии 43% тестируемых против 3% до нее. На диаграмме четко прослеживается сдвиг максимальных значений гистограммы вправо в сторону больших баллов, что наглядно иллюстрирует рост количества правильных ответов:

Анализ результатов тестирования показал, что в результате посещения экскурсии улучшили свои знания 89% школьников из 8-11-х классов.

Если рассматривать цифры в целом по проекту, в тестировании приняли участие 317 человек из 1413, что составило 22,4% или более пятой части всех посетителей. После экскурсии «Путешествие школьников в мир оптики и звезд» 76% учащихся с  1 по 11  классы улучшили свои знания по астрономии, оптике и краеведению. Важной составляющей является то, что дети осваивали азы науки на практике и с помощью самых современных цифровых технологий, что сделало процесс познания увлекательным и результативным. 

Оставить комментарий