Цикл публикаций музейных предметов «Ожившие истории». Санки

Новый год радует нас зимней морозной погодой. Что может быть веселей, чем скатиться со снежной горки на санках? В фондах музея хранятся санки конца XIX – начала XX веков, которые, конечно, сильно отличаются от современных моделей. Давайте обратимся к истории и узнаем, откуда они произошли и что собой представляют…

Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.

Сани были древнейшей повозкой и усовершенствованной версией волокуши – конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка. Такое средство передвижения использовали не только в северных широтах. Еще в Древнем Египте подобная конструкция была обязательной частью похоронного обряда: покойного везли на волокуше, запряженной быками.

На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.

Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, а где-то их не было вовсе. Так что ездить на санях было, во-первых, удобно, во-вторых, дешево. А в болотистых и лесистых областях, например в Вологодской, Архангельской, Костромской губерниях, сани предпочитали другим доступным видам транспорта вплоть до ХХ века.

Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей они превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. У знатных бояр и, особенно, у великих князей и царей они отличались богатым убранством.

На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом уже вместе с мужем. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника Масленицы. 

В каждой деревне строили ледяные горки – катания с них начинались с первого дня Масленичной недели: детвора съезжала на детских санках «чунках». В середине недели к ним присоединялись взрослые всех возрастов. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.

Как минимум один раз должны были скатиться с горы молодожены. А холостые парни во время гуляний присматривали невест: съехал с горы с девушкой на коленях – можешь поцеловать. Катались обычно всей гурьбой: кто на санках, кто на рогоже, кто в плетеной корзине с обледенелым дном – прообраз современной ледянки.

Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.

После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.

Главной зимней забавой катание на санках стало во времена правления  Петра I, который предписал праздновать наступление нового года вместе с остальными европейскими государствами 1 января,а не 1 сентября, как было заведено раньше. С появлением новой даты зимние праздники значительно растянулись – и появился отличный повод развлечься, катаясь с ледяных гор, не дожидаясь Масленицы.

 

Оставить комментарий