Цикл публикаций «Нетленное наследие старообрядчества». Икона Пресвятой Богородицы «Днепрская»

 

Многие исследователи русской культуры отмечают особую роль старообрядчества в сохранении древнерусских памятников культуры и искусства. Любовь старообрядцев ко всему исконно русскому, дораскольному: к русской культуре, к старине — стала благословенной. Ведь именно старообрядцы сохранили для потомков бесчисленное множество древнерусских  книг, икон, одежд, обычаев и прочих элементов быта, которые невозможно было встретить в деревнях и селах, где старообрядцев не было. Каждый старообрядческий храм (часовня, моленная) был переполнен древними дораскольными образами и первопечатными книгами, которые безжалостно уничтожались и заменялись новыми, исправленными. Именно сохраненные старообрядцами памятники древнерусской культуры стали основой к возрождению этого направления в искусстве конца XIX — начала XX веков.

 

Икона Богоматери «Днепрская»

Гуслицы. Начало XIX в. Дерево, левкас, яичная темпера. 43,5 x 53,5

Иконография Богородицы Днепрской является вариацией иконографии Корсунской Богоматери. Иконографическая разновидность типа «Умиление» имеет византийское происхождение. Само название первообраза «Корсунская» содержит в себе легенду о происхождении образа, город Корсунь или Херсон в византийском варианте. С Корсунью связано выдающееся событие в истории России, где произошло крещение князя Владимира, которое понимали как начало крещения всей Руси. Неудивительно, что образ «Днепрской» Богоматери получил широкое почитание в старообрядчестве, оспаривавшем преемственность у синодальной церкви. Нередко образ дается в зеркальном отображении, как в случае с тураевской иконой. Датировка начала XIX века не случайна. Более поздние списки Днепрской иконы уже не имеют тех признаков, на которые указывает В.М. Сорокатый: своеобразного перстосложения и характерной проработки одежд. Списки чудотворных икон Богоматери «Днепрская» были известны в старообрядческих скитах Керженца и Иргиза, разоренных в царствование Николая I, затем следы их теряются. Однако иконография не была забыта и, уже оторванная от подлинников, продолжила свою жизнь в Гуслице, где «Днепрскую» часто заказывали.

Оставить комментарий