Цикл публикаций “Нетленное наследие старообрядчества”. Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

 

Покров Пресвятой Богородицы — один из великих праздников Русской православной церкви. Его отмечают 14 октября. В этот день православные христиане вспоминают события Х века нашей эры, когда войска сарацин осадили Константинополь. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви Андрею Юродивому и императору Льву Х явилась Богоматерь, а уже на следующий день сарацины отступили. Поэтому Покров Богородицы традиционно ассоциируется с защитой от внешних врагов. Покрову посвящено множество храмов и иконописных образов, первые из которых относятся к XIII веку. В день Покрова в 1552 году Иван Грозный взял Казань и победил Казанское ханство, и в честь этого царь приказал построить Покровский собор на Рву, ныне известный как храм Василия Блаженного — самый известный памятник, связанный с праздником Покрова. 
 
Композиция Покрова бывает разной. Единственным обязательным элементом в иконографии является изображение Богородицы. Особенностью этой иконы является то, что Богородица показана в молении Вседержителю, изображенному над ней в центре иконы. Рядом с Девой Марией — сонм святых, которые также молятся о спасении города. На иконе из собрания Тураевской общины Дева Мария изображена дважды: в центре композиции на облаке со свитком в руках и в нижнем правом углу, в сцене явления Роману Сладкопевцу. В нижней части иконы изображены Лев Х, Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Интересно, что в центре нижней части изображен Роман Сладкопевец (490—556) — святой, живший задолго до событий Покрова. Он был настоятелем той самой Влахернской церкви, где молились о спасении Константинополя Лев Х и его подданные. И именно Роман Сладкопевец написал молитву, которую читали в ту ночь византийцы. В правом нижнем углу — видение Богородицы Роману Сладкопевцу. 

Покров Пресвятой Богородицы

Мстера. Последняя четверть XIX в.

Дерево, левкас, яичная темпера, листовое золото

56х58

Иконография Покрова основана на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, где хранилась ее риза. Центральной фигурой является Дева Мария с омофором в руках в блеске Божественной Славы, представленная в верхнем регистре иконы. По сторонам от нее изображены святые Иоанн Предотеча и Иоанн Богослов, а также другие апостолы, пророки, святители, преподобные. В нижней части композиции находится Андрей Юродивый, рукою указывающий своему ученику Епифанию на Богородицу. В центре на амвоне стоит Роман Сладкопевец, обращенный к расположенной слева группе людей, среди которых выделяются царь, царица, патриарх. В правом нижнем углу изображен эпизод, когда Богоматерь вкладывает в уста спящего Романа Сладкопевца свиток, в результате чего он обретает дар гимнотворчества.

Икона входит в состав иконостаса церкви Рожества Богородицы в Тураево и относится, наряду с деисусным и пророческим чином, а также образами Страстного цикла, к основной группе убранства храма, созданной в 1870 – 1880-х годах, по-видимому, мстерскими мастерами.

Оставить комментарий