Цикл публикаций “Нетленное наследие старообрядчества”. Икона литая «Три святителя: Григорий богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст»

 

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.)— боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI в. По праву Трем Святителям был установлен Православный праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы.

До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры (Евхаристический канон) – составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле.

Икона литая «Три святителя: Григорий богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст»

Россия. Конец XIХ в.

Латунь, литье

11,7 х 9,5

На иконе изображены святители Иоанн Златоуст (слева), Василий Великий (в центре) и Григорий Богослов (справа), беседующие об истинах христианского вероучения. Фигуры святителей представлены в легком движении с поднятыми в благословении правыми руками и с Евангелиями, различное положение которых создает впечатление живой беседы. Их внутренний взор обращен к изображению вверху Спаса Нерукотворного как символу непреложной Истины. Вверху – рельефные надписи, именующие святителей и образ Спаса Нерукотворного. Изображение святителей обрамлены внутренней рамой с богатым флоральным орнаментом.

 

Оставить комментарий