Цикл публикаций “Нетленное наследие старообрядчества”. Складень Богородица «Всем скорбящим радость»

 

Первые образцы меднолитых икон имели, как правило, небольшой размер, что позволяло их переносить с собой в дороге. Особую ценность представляли складни, заменявшие целые иконостасы и святцы. На самых ранних иконах изображались Распятие, Христос, Богородица и Никола Чудотворец. Но уже в XI-XII веках появляются образа, копирующие в уменьшенном виде местные святыни. Иконографический состав изображений на различных меднолитых иконах свидетельствует о преимущественном почитании святых, целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси. В конце XIX века московские мастера создали исключительный по полноте иконографический ряд, отвечавший самым изысканным запросам заказчиков. Этому во многом способствовала отмена в 1883 году закона Петра I о запрете меднолитых икон.

Очень часто встречаются иконы со стертыми ликами, в крайне плохой сохранности. Это связано, прежде всего, с тем, что в знак благодарности медные образа натирали до блеска мелом или красным кирпичом, соблюдая их чистоту.

Складень Богородица «Всем скорбящим радость»

Россия. XIХ век

Латунь, литье

10 х 12

На центральной створе «Богоматерь всех скорбящих радость» – Богоматерь, обращенная вправо, с разведенными руками, в правой реке – жезл, по сторонам – болящие. В навершии центральной створы – «Нерукотворенный образ» и «Троица ветхозаветная», по бокам расположены два шестикрылых херувима. На левой створке: «Вход Господень в Иерусалим» и «Сретение Господне». На правой: «Воскресение Христово» и «Вознесение Господне». С обратной стороны иконы имеется петля-проушина.

 

Оставить комментарий