Цикл «Исторические пятницы». К 50-летию Гимназии №4: как все начиналось…

В 1960-70-е годы население города Лыткарино быстро увеличивалось за счет приезжающих специалистов на динамично развивающиеся предприятия оборонного комплекса. Существовавшие на тот момент школы были перегружены, количество классов в параллелях доходило до 5-6, а в самих классах училось по 40 с лишним детей. Поэтому когда в 1970 году открылась новая средняя школа №41 (впоследствии Гимназия №4), в нее были переведены из других городских школ по 1-2 класса всех возрастов, кроме выпускных 10 классов. Свой первый выпуск школа №41 осуществила только в 1972 году. Восстанавливая историческую летопись далеких дней, Лыткаринский историко-краеведческий музей разыскал первых выпускников — Марину Брак и Нину Зайцеву, которые поделились своими воспоминаниями о становлении школы и богатой событиями школьной жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мы были первыми: сначала первыми старшеклассникам новой школы № 41 (ныне гимназия № 4), потом первыми выпускниками. Мы – это два девятых класса А и Б, которые в 1970-1971 гг. были старшими в школе, так как выпускные классы городских школ остались на своих местах.  И в 1971-1972 гг. мы опять были старшими и уже выпускными классами 10А и 10Б. Мы – выпускники 72 года. А началось всё 1 сентября 1970 года, хотя нет, немного раньше. Мы активно участвовали в подготовке школы к открытию: мыли стены, парты, окна, двери, таскали оборудование, расставляли цветы, вешали плакаты – там, где считали нужным. Учителя нам доверяли. Двери директора новой школы Терещенко Людмилы Ивановны всегда были открыты, и мы без конца бегали к ней со своими идеями и планами. Всё принималось, обсуждалось и, почти всегда, разрешалось.

Во всех официальных источниках звучит, что первый директор школы №41 Перепелица Галина Петровна. А мы посчитали, что будет несправедливо, если мы не вспомним нашего первого директора  замечательную, доброжелательную Терещенко Людмилу Ивановну. Она была назначена директором еще в период строительства школы со всеми вытекающими обязанностями. Это был очень ответственный период. А потом настал еще более важный — подготовка школы к открытию: комплектование классов оборудованием, учебными пособиями и т.д., подбор преподавательского состава и комплектование будущих школьных классов учениками и еще много чего, всего не перечесть. И это было задолго до 1го сентября 1970г. А вот поработать в открывшейся школе Людмиле Ивановне пришлось не долго из-за состояния здоровья.  

С 1-го сентября 1970 года началась наша школьная жизнь в новой школе. Школа новая, современная! Нам очень хотелось, чтобы все было удобно, красиво и во всем был порядок.  На переменах, когда ученики переходили из одного класса в другой, на лестницах всегда толкотня и мы решили воспользоваться тем, что в здании два лестничных марша, и направили потоки: по одной лестнице только вверх, по другой только вниз. Дежурный класс ставил к лестницам каждого этажа своих дежурных. Так мы приучали учащихся школы к порядку. Это было замечательное время! Мы так интересно жили! Бесконечные спортивные соревнования (в школе был новомодный спортивный зал и, по последнему слову спортивной моды, оборудованная спортивная площадка), творческие вечера, комсомольские диспуты, причем, темы выбирали мы сами, те, что были интересны всем. Потом мы поняли, что не хватает музыки – нам необходим инструментальный ансамбль. Среди старшеклассников были ребята, владеющие музыкальными инструментами. Денег не было, и мы пошли работать на стройку. Это было не совсем официально и поручали нам какую то посильную работу после школьных занятий. Заработали мы, наверное, небольшие деньги, и скорее всего на них  купили какой то один инструмент, но это было неважно. Главное, что нам очень хотелось, чтобы этот ансамбль был. И Наталья Анатольевна Скворцова, именно она занималась многими организационными вопросами в школе, и прораб с соседней стройки, который давал нам работу, очень хорошо понимали это и решили не гасить инициативу молодежи. Мы гордились тем, что нам удалось помочь школе. Организовали ансамбль, и наши творческие вечера гремели на весь город. Витя Рудаков так классно играл на гитаре!

Еще одна гордость – это наша школьная Агитбригада (был в те времена такой, как бы сейчас сказали, школьный проект)! Мы объездили с ней весь Люберецкий район, выступали даже на областном смотре и всегда были в числе победителей. Песня «Комсомольцы, добровольцы!» исполнялась агитбригадой с таким молодым задором!!!….  А когда Наташа Челяденкова читала со сцены стихи Мусы Джалиля, в зале плакали даже взрослые мужчины! Нас до сих пор будоражат воспоминания, связанные с этим временем….

И, конечно, мы учились! Стыдно первым быть двоечниками! Это первенство накладывала на ребят определенный отпечаток – мы были гордые, самостоятельные и очень ответственные. Наши учителя (конечно, лучшие в мире), как нам кажется, гордились нами: Преображенская Галина Ивановна, Погосов Харитон Михайлович, Журавлева Людмила Кузьминична, Скворцова Наталья Анатольевна, Плотникова Зоя Вячеславовна, Останкова Александра Ивановна, Крюковцева Клавдия Михайловна, Телков Иван Константинович, Бывшев Николай Петрович, Барсков Евгений Александрович. Спасибо им! Они учили нас не только важным наукам. Они учили нас жить!

Мы всегда были вместе: вместе учились, вместе отдыхали, вместе работали на колхозном поле, вместе принимали участие в спортивных комсомольских слетах. Мы «жили» в школе. Мы и сейчас вместе, если не вместе, то рядом, спустя 50 лет. Не все, конечно, но большинство. Знаем и помним друг о друге, и с теплотой и любовью вспоминаем то время, когда мы были первыми…»

За прошедшие 50 лет школа прошла огромный путь развития и выпустила в жизнь несколько десятков тысяч учеников, сравнимых по количеству с нынешним населением города Лыткарино. Знаменательно, что в свой юбилейный год Гимназия №4 стала лучшей лыткаринской школой, заняв 57 место в рейтинге ТОП-100 лучших школ Подмосковья, основными критериями оценки которого являются качество преподавания, применение новых технологий, оснащение кабинетов, результаты выпускников на ЕГЭ и участие школьников во всероссийских и международных олимпиадах.

Оставить комментарий