Открылась выставка «Свидетели эпохи протопопа Аввакума»

897ae8ca75cd48c7c5d3e15171d5153a

15 сентября 2020 года в стенах Лыткаринского историко-краеведческого музея состоялось открытие выставки «Свидетели эпохи протопопа Аввакума». Она была приурочена к 400-летию со дня его рождения и организована в рамках проекта Тураевской православной старообрядческой общины, поддержанного Фондом Президентских грантов «Мы все дети 17 века, или как сохранить свою культурную самоидентичность в стремительно меняющемся мире».

Выставка стала плодом многолетнего плодотворного сотрудничества Лыткаринского музея и Тураевской общины, начавшегося еще в 2013 г. с выставки к 200-летию основания старообрядческого храма в д. Тураево. Сотрудничество было продолжено в 2015 году на базе реставрационного отдела ЛИКМ реставрацией памятника золотного шитья конца 19 – начала 20 веков. Тураевской плащаницы и проведения по ее итогам акции «Ночь в музее» и круглого стола, посвященного секретам реставрации и сохранения памятников. Проведенная в том же году выставка по истории книги во многом состоялась благодаря предоставленным общиной книгам 17-19 веков. В 2018 году начал успешно функционировать туристический маршрут «В гости к тураевским староверам».

Сегодняшняя выставка стала поистине открытием для жителей г. Лыткарино. Такого обилия предметов  наполненых историей еще ни разу не было представлено. В экспозиции имеется более 100 экспонатов исторической и культурной ценности. Иконы, книги, церковная утварь, облачения и предметы быта, уходящие своей древностью в далекий 17 век, живо рассказывают о культуре, сохраненной старообрядцами из Тураевской общины.
Одни из самых древних экспонатов являются современниками жизни протопопа Аввакума. Это, прежде всего, книги: июльская минея 1629 года, Апостол 1631 года и напрестольное Евангелие 1637 года. Помимо того, что эти книги современники жизни Аввакума, они еще содержат интереснейшие вкладные записи как источник исторической информации.  Среди представленных подлинников выделяются иконы святителя Николы и Деисусный чин, датируемые также 17 веком. Помимо предметов-современников в экспозиции находятся рукописные и печатные книги в дораскольной редакции, меднолитая пластика как искусство, ставшее поистине конфессиональным, спасенное как вид старообрядчеством.

Открытие выставки вызвало неподдельный интерес у  жителей города. На церемонию пришли представители общественности, иных конфессий, всего около 60 человек, выставочный зал был переполнен. Каждый пришедший на мероприятие получил на память о событии специально изданный иллюстрированный каталог выставки, содержащий подробное описание 70-и предметов исторической и культурной ценности, а также буклет выставки и сувениры от Тураевских староверов.

Само мероприятие сопровождалось выступлением старообрядческого хора Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище, который исполнил крюковые песнопения и духовные стихи, иллюстрирующие тематику выставки и традиции старообрядчества.

С приветственными словами к собравшимся гостям обратился Заместитель Председателя Совета депутатов г.о. Лыткарино Егоров Юрий Николаевич. По его словам первым впечатлением от увиденного на выставке было то, что он как будто оказался в здании исторического музея, настолько профессионально все сделано.

«Время, которому посвящена экспозиция, – сказал Егоров Ю.Н., –  достаточно трагично для истории нашей страны. Раскол, прошелся по душе народа, по сердцу народа, по духу и разделил в духовном плане. Творением этого тяжелого времени является протопоп Аввакум. Про таких людей говорят, что они очень неудобны. Наверное, все-таки, это те редкие люди на которых Господь возлагаем миссию быть совестью народа, духовной совестью… Он не давал никому забывать о том, что стояло в основе нашей веры, и не давал шага отступить в сторону… Почему нам нельзя об этом забывать? История такая наука, которая ненавязчиво напоминает нам, что ходить по кругу и наступать на определенные грабли наше свойство. История помогает избежать этого, не просто потому чтобы не сделать себе больно, а чтобы, в первую очередь, разобраться в себе, каким путем идешь ты, внутри себя».

Партнером в огранизации выставки выступила и Старообрядческая Митрополия Московская и всея Руси, оказавшая содействие в описании предметов и составлении экспозиции. Открытие выставки посетил руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Московской митрополии иерей Алексей Лопатин. В своем слове он отметил, что «мы с радостью поддержали это начинание и хорошо, что такие выставки открываются не только в Москве, в каких то серьезных центрах,  а в регионах. Эта выставка нам помогает еще лучше осознать то, что произошло в 17 веке. То от чего пытались отказаться, то что пытались забыть, то что пытались уничтожить. Старообрядцы через все эти  гонения, все эти притеснения сохранили и для нас это не какие-то пустые предметы, не предметы далекой  старинной седины. Это вещи, которые на самом деле  до сих у нас пор у применяются, книги которые читаются, книги по которым поют наши певцы. Это не мертвые экспонаты, это живые. У екслисиаста есть выражение: «время разбрасывать камни, есть время собирать». Пришло время собирать эти камни разбросанные некогда. Эта выставка помогает начать их собирать, понимать что мы потеряли, что старообрядцы сохранили. И начать с этим жить. Мы сейчас лучше знаем английский язык, французкий , даже китайский, а это же не иностранный, это наш. Ничего сложного в нем нет, ничего сложного нет, раскрыть книгу и прочитать тем языком, тем красивым языком, которым это написано. И вот вспоминая протопопа Аввакума, его вклад помимо того, что для нас старообрядцев он святой священномученик, человек, который претерпел те гонения в своей жизни за православное благочестие. Но и всем нам верующим, неверующим, православным, другим дал другую возможность, прикоснуться к живому языку литературы 17 века. Это первое такое произведение, житийне, на том языке на котором говорили в 17 веке. Это не тяжелый язык, не иностранный язык, это наш язык. Открывайте житие протопопа Аввакума. Сейчас выпущено множество книг, в том числе с переводом на современный язык, чтобы понять какие-то слова который подзабылись. Но открывайте, читайте, и тем самым мы станем все свидетелями той эпохи в которой жил протопоп Аввакум и за которую  он пострадал».

Посетивший мероприятие настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Верхнее Мячково иерей Иоанн Шередекин, приветсвуя гостей, сказал: «Мероприятие очень важное. Важное потом,у что конечно же нас разделяет раскол. Раскол всегда это рана, которая на протяжении многих веков, почти 400 лет уже, никак не уврачевывается.  Но все равно она затянулась и сегодня мы живем в мирное время когда у нас есть возможность вместе, пока не совершать богослужения, к сожалению, но, по крайней мере, вместе прославлять нашу историю за которую мы должны благодарить Господа. Потому что действительно сейчас смотришь на все эти экспонаты, это живые экспонаты. Так как у нас в Мячково тоже был не закрывавшийся храм и у нас множество таких же похожих, действительно может быть будущих экспонатов музеев. И действительно это очень важно, особенно в 21 веке, когда мы пытаемся постоянно что то привнести новое, постоянно что то хотим побыстрее, поудобнее. А вот старообрядчество действительно нам помогает неможко остановиться, задуматься, посмотреть на ту эпоху, и посмотреть, как бережно сохраняется все это теми людьми, которые остаются преданы своей истории и культуре. Очень радостно то, что мы сегодня вместе собрались и надеюсь, что эта выставка многое нам откроет  о том тяжелом непростом  времени и каждому из нас поможет еще больше любить ту историю нашего отечества, которой мы тоже являемся сегодня участниками».

Открытие выставки посетила и руководитель межрегионального культурно-познавательного проекта «Узоры городов России, уроженка Лыткарино Е. А. Сургуладзе. Ее речь была пропитана теплыми воспоминаниями о городе  и его истории.  «Мне очень приятно сегодня находиться на этой замечательной выставке, – сказала Елена Александровна. –  Я уроженка Лыткарино и я всегда с большим трепетом отношусь ко всему что связано с историей этого города, этого места. В моей молодости и детстве Лыткарино было сугубо индустриальным городом и о истории этого замечательного места всегда умалчивалось. С детства я знала четыре тайны, вопросы, на которые не давали ответа взрослые, которые приехали в это город и они не знали истоков. Первый вопрос был: «Почему город называется Лыткарино?» Второй вопрос: «Что за графская усадьба в нашем городе?» «Что связано с французкой горкой?» и «Кто такие старообрядцы?» Я безмерно счастлива, что последние 15 лет проводиться такая огромная  работа по изучению истории нашего города. И я благодарна всем организаторам этой выставки, благодарна сотрудникам музея которые на протяжении последних лет совершают просто подвиг, издавая прекрасные книги, используя все источники для получения достоверной информации о нашем уникальном  историческом месте. Я с большой благодарностью отношусь к работе старообрядческой общины г. Лыткарино. И я никогда даже  предположить не могла, что такие сокровища сохраняются и живут на нашей земле. Я хочу поблагодарить всех за организацию этой выставки. Хочу выразить надежду что это будет не последний Президентский грант который вы получите за вашу работу, что вас будут поддерживать со всех возможных финансовых источников, потому что работа уникальная. И как представитель туристической индустрии мне хочется, чтобы конечно г. Лыткарино засветил на карте туристических объектов России. Город многие годы был закрытым. И сейчас созданы первые маршруты, удивительные, для детей, обсерватория, все что связано с нашей промышленостью. Сейчас огромное количество маршрутов, связаных с промышленными предприятиями, промышленным туризмом. Но у Лыткарино такие уникальные корни, такая уникальная история, что конечно программу по туризму надо расширять и надо чтобы о деятельности общины, деятельности музея знало больше людей. Потому что это новые рабочие места, это новые знания для людей».

В конце своего выступления Елена Александровна от лица проекта «Узоры городов России», наградила Тураевскую общину в лице Председателя Юкина Николая Сергеевича благодарностью «за вклад в популяризацию этнографического многообразия народов России, сохранение культурной и исторической самоидентичности, и развитие межкультурных связей на территории Подмосковья».

Подводя итоги мероприятия, с завершающим словом обратился к присуствующим  настоятель старообрядческого храма Рождества Пресвятой Богородицы Тураевской общины иерей Олег Бураковский. Говоря об протопопе Аввакуме, он отметил важность говорить правду и не стесняться исторической действительности:  «Когда мы говорим о легендарных личностях, мы всегда ищем опорные знаки в их словах, действиях, мыслях. И вот таким опорным знаком в слове для нас является Аввакум Петров, который когда родился жил в очень сложных условиях. Династически был совершенно простого рода. И имея по слову родителей благочестивых, потому что отец его при всех отцовских недостатках, к сожалению, ему было присуще тяжелое пьянство, но мама, а это по священному писанию, потому что когда человек мужчина грешит, то его женщина, жена, покрывает своей верой, своими действиями его грехи. Да это тот факт, о котором не принято говорить, особенно когда это первая с вами встреча. Но если будет какое то поползновение лжи, то может быть не состоятся те встречи которые, вот так красиво и по доброму сказаны».

Завершая свое выступление, о. Олег декламировал стихи Варлама Шаламова «Аввакум в Пустозерске», как нельзя лучше иллюстрирующие судьбу старообрядчества:

Не в брёвнах, а в рёбрах

Церковь моя.

В усмешке недоброй

Лицо бытия.

 

Сложеньем двуперстным

Поднялся мой крест,

Горя в Пустозерске,

Блистая окрест.

 

Я всюду прославлен,

Везде заклеймён,

Легендою давней

В сердцах утверждён.

 

Сердит и безумен

Я был, говорят,

Страдал-де и умер

За старый обряд.

 

Нелепостен этот

Людской приговор:

В нём истины нету

И слышен укор.

 

Ведь суть не в обрядах,

Не в этом – вражда.

Для Божьего взгляда

Обряд – ерунда.

 

Нам рушили веру

В дела старины,

Без чести, без меры,

Без всякой вины.

 

Что в детстве любили,

Что славили мы,

Внезапно разбили

Служители тьмы.

 

В святительском платье,

В больших клобуках,

С холодным распятьем

В холодных руках.

 

Нас гнали на плаху,

Тащили в тюрьму,

Покорствуя страху

В душе своему.

 

Наш спор – не духовный

О возрасте книг.

Наш спор – не церковный

О пользе вериг.

 

Наш спор – о свободе,

О праве дышать,

О воле Господней

Вязать и решать.

 

Целитель душевный

Карал телеса.

От происков гневных

Мы скрылись в леса.

 

Ломая запреты,

Бросали слова

По целому свету

Из львиного рва.

 

Мы звали к возмездью

За эти грехи.

И с Господом вместе

Мы пели стихи.

 

Сурового Бога

Гремели слова:

Страдания много,

Но церковь – жива.

 

И аз, непокорный,

Читая Псалтырь,

В Андроньевский чёрный

Пришел монастырь.

 

Я был ещё молод

И всё перенёс:

Побои, и голод,

И светский допрос.

 

Там ангел крылами

От стражи закрыл

И хлебом со щами

Меня накормил.

 

Я, подвиг приемля,

Шагнул за порог,

В Даурскую землю

Ушёл на восток.

 

На синем Амуре

Молебен служил,

Бураны и бури

Едва пережил.

 

Мне выжгли морозом

Клеймо на щеке,

Мне вырвали ноздри

На горной реке.

 

Но к Богу дорога

Извечно одна:

По дальним острогам

Проходит она.

 

И вытерпеть Бога

Пронзительный взор

Немногие могут

С Иисусовых пор.

 

Настасья, Настасья,

Терпи и не плачь:

Не всякое счастье

В одеже удач.

 

Не слушай соблазна,

Что бьётся в груди,

От казни до казни

Спокойно иди.

 

Бреди по дороге,

Не бойся змеи,

Которая ноги

Кусает твои.

 

Она не из рая

Сюда приползла:

Из адова края

Посланница зла.

 

Здесь птичьего пенья

Никто не слыхал,

Здесь учат терпенью

И мудрости скал.

 

Я – узник темничный:

Четырнадцать лет

Я знал лишь брусничный

Единственный цвет.

 

Но то не нелепость,

Не сон бытия,

Душевная крепость

И воля моя.

 

Закованным шагом

Ведут далеко,

Но иго мне – благо

И бремя легко.

 

Серебряной пылью

Мой след занесён,

На огненных крыльях

Я в небо внесён.

 

Сквозь голод и холод,

Сквозь горе и страх

Я к Богу, как голубь,

Поднялся с костра.

 

Тебе обещаю,

Далекая Русь,

Врагам не прощая,

Я с неба вернусь.

 

Пускай я осмеян

И предан костру,

Пусть прах мой развеян

На горном ветру.

 

Нет участи слаще,

Желанней конца,

Чем пепел, стучащий

В людские сердца.

 

«Не будучи привязан к какой либо конфессиональности, – сказал о. Олег , –  будем говорить современным языком. Когда попал, совершенно необоснованно, без вины, без причины в лагеря написал вот это стихотворение. Я считаю, что в этом стихотворении, в кратком виде, стихотворно, очень мощно, очень ярко, очень сочно описана жизнь протопопа Аввакума. Образ буди словом, житием, любовью, духом верою и чистотою. Это то что заповедовали нам наши учителя и это то, что во всей полноте старался выполнять и выполнил протопоп Аввакум. Нам как сказано в одной умной книге [Евангелие], царственному священству, нам, как сказано в этой же книге, имеющим полную свободу выбора подобает эти слова помнить, порой перечитывать, и не стесняться их разсуждать прелюдно и даже со слезами. Спаси Вас Христос!»

По окончании официальных речей была проведена первая экскурсия по выставке автором проекта «Мы все дети 17 века, или как сохранить свою культурную самоидентичность в стремительно меняющемся мире» Н.С. Юкиным. После нее многие гости оставили искренние и теплые слова в музейной книге отзывов.

Выставка продолжит работу до 28 февраля 2021 года. Вход свободный. Для организованных групп проводится бесплатное экскурсионное обслуживание.

Оставить комментарий