Лыткаринский музей начинает цикл публикаций фронтовых писем лыткаринцев «Здравствуйте, дорогие мои…». Сидоров Фёдор Алексеевич.

В фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея хранятся копии из семейных архивов и чудом дошедшие до наших дней подлинные письма, которые лыткаринские защитники Отечества писали своим родным и знакомым в годы Великой Отечественной войны. Время беспощадно стирает вещественные свидетельства, пройдет немного времени и старые письма будет невозможно прочитать.  Уже сегодня многие из них с трудом поддаются расшифровке — выцветают чернила, желтеет и ветшает бумага. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Это документы огромной силы. В пропахших порохом строках: «Здравствуйте мои дорогие. Привет с фронта!» дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Лыткаринский музей оцифровал все хранящиеся письма, расшифровал их содержание, собрал сведения о людях, их писавших, и в преддверии 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне начинает серию публикаций фронтовых писем лыткаринцев «Здравствуйте дорогие мои…»

Сидоров Фёдор Алексеевич (1911-1941)

Фёдор Алексеевич родился в городе Камышин Волгоградской области 12 февраля 1911 года. Перед войной проживал с семьёй в рабочем посёлке Лыткарино. Уже на следующий день с начала войны, 23 июня 1941 года, Ф.А. Сидоров был призван на фронт Ухтомским райвоенкоматом. У молодого 30-летнего человека в Лыткарино осталась семья — любимая жена и трое малолетних дочерей. В военных документах, которые хранятся в Центральном архиве Министерства обороны, для контакта с родственниками числятся данные о его жене Сидоровой Антонине Алексеевне и ее адрес – Лыткарино, начальная школа. Жена Фёдора Алексеевича работала в этой школе учительницей. В архиве Лыткаринского музея хранятся копии 5 писем, написанных Фёдором Алексеевичем в период с 15 сентября по 10 ноября 1941 года, одно — родственникам в Камышин с просьбой поддержать его детей и четыре письма — в Лыткарино, супруге.

Некоторые письма озвучены, их можно прослушать нажав на кнопку проигрывателя под письмом.

Из письма, отправленного Фёдором Алексеевичем своим родственникам 15 сентября 1941 г. из п/о Суворово г. Волоколамск , мы узнали, что в сентябре ему удалось побывать дома и повидать жену и детей. Дети болели довольно серьезным заболеванием – коклюшем, а жена была очень усталой и сильно похудевшей, что сильно его обеспокоило. Дети немного подросли и сразу не узнали папу, называя его дядей красноармейцем.

В октябре 1941 года Фёдор Алексеевич служил в Москве, его часть располагалась в районе метро «Аэропорт». В начале ноября 1941 года он в составе 662 Батальона аэродромного обслуживания, который нес службу по противовоздушной обороне Москвы,  был отправлен на новое место назначения. По пути к нему Фёдор Алексеевич волею судьбы оказался совсем рядом с домом и семьей, поскольку на несколько дней личный состав был расквартирован в Люберцах. Он хотел позвонить в Лыткарино, но связи с поселком не было.  В письме от 10 ноября 1941 года он рассказывает жене, как его можно найти.  Мы так и не знаем, удалось ли повидаться Фёдору Алексеевичу с супругой или нет. Это было его последнее письмо, а уже с января 1942 года Федор Алексеевич Сидоров числится пропавшим без вести.                                                                                                                  

Письмо 1.

15/IX-1941 г. Добрый день Зоя Алекс., Алекс. Алекс, Юрий, Борис!                                                                               

Горячий красноармейский привет. Нахожусь на старом месте. Сам здоров и Вам желаю большого успеха. В начале сентября заезжал на 12 часов домой, повидал жену и ребят. Тоня сильно похудела, ребята болеют коклюшем. Вы почему-то ничего ей не пишете, она иногда сама не знает, что делать. Если Зоя сумеешь, то съездите к ней хоть на один день, ведь вы ездите в Москву. Она уже было совсем собралась уезжать на Волгу в г. Камышин, но я ей пока рассоветовал. Опасности большой нет. Ребята все так выросли и веселые, меня не узнали говорят дядя красноармеец.                                                                             

Ваш Федя

Письмо 2

30/X-41г. Здравствуйте Тоня, Люся, Света и Эля.

Привет и лучшие пожелания в вашей жизни. Как здоровье ребят и не капризничает ли Светлана? Я жив и здоров желаю и вам хорошего здоровья. Добрался я нормально, в два часа был уже в расположении части. Идет все хорошо. Но здесь беспокойнее, чем там где мы были. Но к городу прорываются совсем немногие и свой бомбовый груз сбрасывают где попало. Страдают жилые и культурно-просветительские учреждения, если и некоторым удается сбрасывать. За меня будьте спокойны, больше Тоня заботься о себе, и необходимо поправиться, и также о ребятах приходится тебе много заботится, мы еще встретимся… Тебе очень трудно одной с ними не только физическое утомление, но и моральное. По-видимому, мы здесь закрепимся на все время, видно по всему. Если мне не удастся побывать, то сумеешь ты приехать на трамвай 45 до ст. метро Аэропорт. Возможно как-нибудь попаду в город к Николаю, узнаю здесь он или в армии, меня это тоже беспокоит. Если нужны деньги, то буду высылать 100 руб каж. м-ц. Не стесняй себя и ребят в продуктах, необходимо на зиму заготовить овощей: картофеля, свеклы и, если можно, капусты. Будешь писать в Раменское и маме, всем шлю привет и лучшие пожелания, привет Сычевым, всем учителям, Дусе. Эля, Люся и Света не плачут и ждут папу с гостинцами, только не знаю, чего теперь им привезти. Ваш папа.

Мой адрес Москва 167

Центральный почт/ящ. 1307

Письмо 3.

г. Москва 6/XI-1941 г. Здравствуйте Тоня, Люся, Света и Эля! Привет и лучшее пожелание в вашей жизни. Поздравляю вас с двадцать четвертой годовщиной Октябрьской революции и желаю больше здоровья и силы, сохраняя веру в нашу Победу. Не теряйтесь, не поддавайтесь панике. Живите дружнее и дорожите друг другом в соседях и родне, не бросайте друг друга в тяжелых условиях, а нужно помогать, поддерживать и морально, и если можно материально. Тоня, последнее письмо и на праздники решил еще это написать, пока на старом месте. Добрался я тогда благополучно, думал заглянуть домой на праздник, но нет возможности, но ничего, возможно опять через некоторое время увидимся, есть предположение, что я перееду на днях. Ближе к маме, возможно ты туда сама сумеешь переехать, там более безопаснее. Как ведут себя ребята и как твои дела, по-прежнему все худеешь, и все же нужно поправляться. Хотя тебе очень трудно. Но за меня не беспокойся, я здоров и крепок.

Письмо 4.

 9/XI-1941 г. Здравствуйте Тоня, Люся, Света и Эля. Привет всем родным и знакомым. Напиши письмо в Камышин, что я здоров и жив, защищаю свою родину и буду защищать до полного уничтожения фашизма. Тоня, будь горда за меня и если что, то держи связь с родными и знакомыми, они всегда помогут тебе. Все что есть, мое военное фото и другие военные карточки, необходимо уничтожить, и своего Ваничку, это требует обстановка. Тоня, я уезжаю по специальному заданию на фронт, и если сумею, то напишу еще. Одет очень тепло, так что морозы не страшны и даже пуля не пробьет, но это посмотрим. Желаю тебе всего наилучшего, жить хорошо с ребятами. Если вы с Мар. Павлов. найдете нужным, поезжайте в Камышин, но я все же хотел, чтобы ты осталась здесь.                          

Тоня, поцелуй за меня крепко крепко ребят.                                                                        

Обнимаю и крепко целую тебя и ребят. Время, Тоня, отечественной войны и это от нас требует больших жертв и проявления массового геройства.

Ваш Папа и твой Федя.

По этому адресу пока не пиши

Письмо 5.

10/XI-1941 г. Здравствуйте Тоня и ребята. Привет и горячей поцелуй от меня красноармейца. Сейчас я нахожусь от вас недалеко, в Люберцах на аэродроме где прощались, т.е. где был мобилизован, и прощались с тобой Тоня и дочкой. Так вот, от нас проход налево к проходной, по-видимому здесь пробуду дня  3-5, если сумеешь приехать, то у проходной спросишь позвать Сидорова, т.е. меня, 662 БАО прибыл. Мне бы очень хотелось увидеться еще раз с тобой, а теперь по-видимому не скоро встретимся, хотел позвонить по телефону, говорят нет с городом связи.                             

Ваш Федя   Папа                  Привет Сычевым

 

По следам публикации:

Ирина Ванькова: » Примите слова искренней благодарности за бережное сохранение памяти о моем дедушке. И низкий Вам поклон от дочерей Сидорова Фёдора Алексеевича: Люси, Светы и Эли».

От себя сообщим, что внучка героя Ирина Владимировна Ванькова в настоящее время является директором детского сада «Яблонька» в городе Лыткарино.

Татьяна Лилеева (Гринченко): «Сидорова Антонина Алексеевна была моей первой учительницей. Школа 40. Случайно прочитала публикацию об участнике ВОВ Сидорове Ф.А. Как же была удивлена, когда поняла, кто жена этого человека. Сидорова Антонина Алексеевна. Учительница начальных классов. В памяти возникло дорогое лицо моей первой учительницы моего 1″а» класса (1962 г.). Седая полноватая женщина с большими добрыми глазами, с теплой улыбкой и отзывчивым сердцем. Наша школа, небольшое одноэтажное здание, была окружена садом. Мы с Антониной Алексеевной работали в саду, убирали мусор. Слушали ее интересные рассказы о нашем городе. Мы уважали и любили ее. Она не ругалась, достаточно было строгого взгляда, чтобы утихомирить озорников. У меня был случай, когда я вдруг решила, что нас с Антониной Алексеевной зовут одинаково (хотя я Татьяна Алексеевна). Я этим очень гордилась. Спорила с девчонками до хрипоты. Но только Антонина Алексеевна смогла меня убедить, что я не права, что имена у нас разные и мое не менее красивое. Так мы проучились с первого по третий класс. Потом нашей учительницы не стало. Я помню, как с кем-то из ребят бегали провожать в последний путь нашу учительницу.

Тогда я даже представить себе не могла, какой жизненный путь пришлось пройти этой замечательной женщине. Вдове. Матери троих детей.

Спасибо сотрудникам музея за публикацию, за память о наших героях и их родных!»

P.S. У меня сохранилась фотография нашего класса. Окончание третьего класса. Последний год учебы с Сидоровой А.А. На фото директор школы 40 Екатерина Дмитриевна (к сожалению, не помню фамилию).»

 

Оставить комментарий