История почетного гражданства

История почетного гражданства в России.

«Почетные граждане в Российской империи с 1832 г. —  это привилегированная категория сословия «городских обывателей»; включала потомственных почетных граждан (дети личных дворян и духовных лиц, окончившие академию или семинарию; лица свободных профессий, имевшие ученую степень) и личных почетных граждан (дети рядового духовенства; лица, окончившие университеты  и другие высшие учебные заведения; чиновники 14-10-го классов). Все почетные граждане освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний».

(Из Большого Энциклопедического словаря, 2000г.)

 

Такая форма общественного поощрения личности исторически восходит к Великой французской революции с введенным в то время титулом «Почётный гражданин». А в нашей стране институт почетного гражданства был законодательно введен манифестом Николая I в апреле 1832 г. и исторически связан с «Грамотой на права и выгоды  городам Российской империи» Екатерины II (1785 г.), разделившей обывателей на шесть групп, в числе которых были так называемые («имянитые») граждане.

К ним относились лица, отличившиеся на каком-либо общественно полезном  поприще: беспорочно служившие на выборных городских должностях, ученые с академическими или университетскими аттестатами, известные архитекторы, живописцы, скульпторы, композиторы, имевшие академические свидетельства.

Кроме того, по имущественному и профессиональному признакам именитыми гражданами считались «всякого звания и состояния» капиталисты, объявившие капиталы от 50 и более тысяч рублей, банкиры, объявившие капитал от 100 до 200 тысяч рублей, оптовые торговцы, не имевшие лавок, «кораблехозяева, кои собственные корабли за море отправляют».

Представители данной категории населения освобождались от телесных наказаний; «им дозволялось ездить по городу в карете парой и четверней, иметь загородные дворы и сады, заводить и содержать фабрики, заводы, морские и речные суда». Именитый гражданин, являвшийся старшим сыном и внуком именитых же граждан, по достижении 30 лет мог, «быв самому жизни беспорочной», просить дворянства.

В 1807 г., судя по дошедшим до нас документам, было отменено зачисление в именитые граждане для российского купечества. Считается, что причиной послужило  стремление дворянства всемерно оградить свои привилегии от посягательств со стороны других сословий. Общественное положение купечества, набиравшего силу и вес в обществе, стало, мягко говоря, странным. Обусловленные ежегодным объявлением капитала членство в гильдии и, соответственно, принадлежность к купеческому сословию попадали в полную зависимость от превратностей торговли. Купец, по каким-либо причинам однажды не смогший объявить капитал, не будучи именитым гражданином, подпадал под рекрутскую повинность, телесные наказания и подушную подать, опускаясь далеко вниз по социальной лестнице.

Между тем в правящих кругах все больше осознавали необходимость поднять социальный статус лиц со средним и высшим образованием, а также госслужащих среднего звена не дворянского происхождения, которые в перспективе составили бы ядро образованного среднего класса в городах империи еще в 1827 г. министр финансов  Е.Ф. Канкрин  внес на рассмотрение  Николая I предложения по реформированию института именитого гражданства.

В результате пятилетних дискуссий в 1832 г. на смену ему пришло  гражданство почетное, ставшее плодом компромисса между «охранителями» и «реформаторами». Почетное гражданство разделялось на личное – пожизненное, прекращающееся со смертью, и потомственное, передаваемое по наследству. Приобреталось оно по факту рождения (потомственное) либо могло быть «высочайше пожаловано» как по ходатайству самого просителя, так и по особому представлению (потомственное и личное).

Согласно пожалованию 1832 г., потомственными почетными гражданами по рождению становились  «находящиеся в свободном состоянии законные дети: отцов — потомственных почетных граждан (по женской линии это звание не передавалось); личных дворян. Ходатайствовать о причислении к личному почетному гражданству имели право лица: успешно окончившие один из российских университетов или получившие в нем ученую степень (действительные студенты, кандидаты); окончившие полный курс Академии художеств, выдержавшие в ней выпускное испытание или удостоенные ее диплома». Кроме того, по представлению соответствующих министерств личного почетного гражданства могли быть удостоены иностранные ученые, художники, торговцы и хозяева значительных мануфактур и фабрик, которые, даже и не вступив в российское подданство, по мнению властей, приносили Российской Империи существенную пользу.

Ходатайствовать о причислении  к потомственному почетному гражданству, как указано в вышесказанном положении, могли лица купеческого сословия: «имеющие звание коммерции советника или мануфактур – советника; пожалованные одним из орденов Империи; чье семейство, уплачивая установленные повинности, состояло подряд 10 лет в первой или 20 лет во второй гильдии, не будучи в течение всего этого времени объявлено банкротом или опорочено судебным приговором; личные почетные граждане других свободных состояний, добившиеся значительных успехов в науках и изящных искусствах: удостоенные  ученой степени доктора или магистра в одном из российских университетов; художники имеющие диплом или аттестат Академии   художеств и в течение 10 лет после получения таковых отличившиеся в художествах (по ходатайству властей); иностранные ученый, художники, торговцы и хозяева значительных мануфактур и фабрик, ранее получившие личное почетное гражданство, при условии вступления в российское подданство и пребывания в нем не менее 10 лет (опять–таки с одобрения соответствующего начальства). Иностранцы же, российского подданства не принявшие, по десятилетнем пребывании в личном почетном гражданстве могли просить о пожаловании потомственного почетного гражданства своим детям, поступившим в подданство России».

С зачислением в почетное гражданство приобретались следующие привилегии: «свобода от подушного оклада; свобода от рекрутской повинности; свобода от телесных наказаний; право участвовать в выборах (при условии владения в городе недвижимой  собственностью) и быть избираемым на городские общественные должности е ниже тех, которые занимали купцы первых двух гильдий; право именоваться во всех актах почетными гражданами».

Для купечества привилегии, даваемые почетным гражданством, не связывались с членством, что устраняло опасность cкатиться вниз в социальной иерархии в случае невозможности  по каким-либо причинам приобрести  гильдейское свидетельство.  Тем самым купеческой верхушке обеспечивалось стабильное общественное положение, не зависящее от возможных неуспехов в делах.

Зачисление в почетное гражданство Российской Империи осуществлялось решением Правительствующего  Сената или – в специально оговоренных случаях – императорским указом. Потомственным почетным гражданам  Сенат выдавал соответствующие грамоты, а личным — свидетельства установленной формы.

Права и привилегии почетного гражданства, как потомственного, так и личного, утрачивались навсегда: « в случае лишения их по судебному приговору; в случае лишения доброго имени —  также по судебному приговору; в случае злостного банкротства». Судебные приговоры о лишении почетных граждан  их прав и привилегий подлежали утверждению Правительствующим Сенатом.

Кроме того, «почетный гражданин, записавшийся в ремесленный цех, для работников которого по закону не предусматривалось поступление в гильдию, или нанявшийся к кому-либо в услужение для домашних работ, утрачивал все свои преимущества, за исключением свободы от телесных наказаний, подушной подати и рекрутской повинности».

Однако, если почетное гражданство было потомственным, даже  и в этих случаях дети сохраняли все права и привилегии потомственного почетного гражданина.

С течением времени круг лиц, имеющих право претендовать на получение почетного гражданства, постоянно корректировался и расширялся. К их числу в разное время были отнесены артисты императорских театров (по истечении определенного срока работы на сцене), воспитанники Московской академии коммерческих наук и Московского коммерческого училища, врачи, фармацевты, ветеринары, представители духовенства, а также многих других групп населения Империи, перечисление которых заняло бы не одну страницу.

Общий принцип причисления представителей тех или иных социальных групп к почетному гражданству, тем не менее, оставался неизменным: главным критерием здесь являлось вовсе не имущественное положение (оно имело значение только для купечества), а заслуги перед Отечеством на гражданской службе, в религиозной сфере, науках или изящных искусствах.

По месту в общественной иерархии почетные граждане представляли собой своего рода «прослойку» между низшими, непривилегированными сословиями и дворянством. Интересно, что эта «прослойка» была наиболее демократичной из всех привилегированных: объединяя группы населения, весьма заметно отличающиеся по социальному положению, она не имела своей корпоративной организации – такой, как дворянские собрания или купеческие гильдии. Различные категории почетных граждан, сохраняли свои сословные права: купцы — купеческое звание и соответствующие ему прерогативы, сыновья личных дворян – возможность поступать на гражданскую службу наравне с дворянами.

В пореформенный период основные привилегии, предоставляемые почетным гражданством, утрачивали свое значение. Не давал статус почетного гражданина и особых преимуществ на государственной службе: до начала ХХ века ни в Госсовете, ни в Правительствующем Сенате, ни в числе губернаторов не было ни одного  почетного гражданина. Смысл существования этого института состоял не столько в обретении привилегий, сколько в том, чтобы «предохранить почетные роды граждан от упадка, открыть вящее поощрение к труду и благонравию», дать «добрым навыкам, трудолюбию и способностям (…) в сем роде жизни свойственную им награду, почесть и отличие».

В 1840 г. в нашей стране насчитывалось 4800 почетных граждан, что составляло лишь 0,1 % городского населения страны. К 1897 г. их число (вместе с членами семей) возросло до 342900 человек (по всей России, включая Царство Польское, но без Финляндии),  однако доля в общей массе населения  Империи оставалась небольшой —  0,3 %. Статистика 1910-1912 гг. дает численность почетных граждан с членами семей 372400 человек (0,5% населения), из них потомственных – 197300 человек.

«Общеимперское» почетное гражданство не следует путать с почетным гражданством городов. Последнее, хотя и не регулировалось законодательно, было весьма широко распространено  в России. Звание почетного гражданина города присваивалось по ходатайству городской думы и символизировало «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством».

Со второй половины XIX века российские города получили право присваивать звание «Почетный гражданин города», подобно тому, как это было принято в европейских странах. Категория людей, удостоенных этого звания сословием не являлась. Процедура награждения этим званием, в отличие от существующей ныне, была довольно сложной. Сначала в почетные граждане избирали на заседании городской Думы после представления кандидатуры кем-нибудь из числа гласных думы (говоря современным языком – депутатов). Затем генерал – губернатор докладывал о решении городских властей министру внутренних дел, а тот в свою очередь, «испрашивал Высочайшего соизволения Императора».

Такой порядок гарантировал  благонадежность кандидата и не удивительно, что в большинстве случаев почетными гражданами в ряде городов центральной России становились высокопоставленные чиновники или люди, близкие к провинциальной элите. Закон не предусматривал со стороны удостоенного высоким званием человека, каких-либо обязательств перед городом, но и не давал особых прав.

Города нередко предоставляли и предоставляют это звание различным лицам, известным  своими заслугами, но только как почетный титул и он не сопряжен ни с какими обязанностями, и не имеет отношения к данному сословию.

Октябрьская революция 1917 г. в числе прочего отменила и почетное гражданство. Звание было упразднено декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Попытки его возрождения на федеральном уровне в постсоветский период не увенчалось успехом: введенное в 1991 г. положение о почетном гражданстве России, которое предполагалось присваивать лицам, не являющимся гражданами страны, за выдающиеся заслуги  перед ней или «мировым сообществом», на практике не применялось, и в 2002 г. его отменили.

Что же касается почетных граждан городов и областей, то присвоение этого звания было возрождено еще в советский период  в 1967 г. – в честь 50-летия Октябрьской революции и продолжается по настоящее время. В постсоветской России такое почетное звание присваивается нормативными правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления. На общегосударственном уровне подобная форма общественного признания в законодательстве пока отсутствует.

Правда, в декабре 2012 г. двумя депутатами Госдумы был подготовлен законопроект, в котором отмечалось, что звание почетного гражданина РФ могло бы присваиваться гражданам России и иностранным гражданам «за выдающиеся заслуги перед народами РФ по духовному и нравственному развитию гражданского общества, достижению его благополучия и процветания, укреплению авторитета российского государства за рубежом, иные заслуги во благо граждан РФ».

По проекту: предложения о присвоении звания почетного гражданина Российской Федерации предполагалось вносить в органы местного самоуправления общественными объединениями, а также предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности. Далее их передавали бы в законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, а затем, при достижении согласия, вносили бы соответствующее представление Президенту РФ. Что касается иностранных граждан, то предложения по их кандидатурам вносилось бы напрямую Президенту министерством иностранных дел РФ. Это название можно было бы присваивать лишь двум лицам в год.

Однако, в июне 2013 г. данный законопроект Госдумой РФ был отклонен.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Общая редакция: В.Я. Татусов, Р.Ф. Мухаметзянов./ «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»: Сборник документов и очерков-исследований о почетных гражданах города Бронницы. Выпуск 1.- Бронницы: Издательство: МУ «Бронницкие новости», 2017