Утраченное «Чудо» возможно восстановят

Президент Владимир Путин в конце июля предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри, которые были разрушены в 1929-30 годах, вместо административного 14-го корпуса в Московском Кремле, сообщает ИТАР-ТАСС. Это большой шаг по возрождению исторической России. Президент отметил, что этот план может быть реализован только после одобрения общественностью и ЮНЕСКО.

Утраченное «Чудо«

17 декабря 1929 года был взорван Чудов монастырь в Московском Кремле

На протяжении почти 250-ти лет Лыткарино было вотчиной (собственностью) Чудова монастыря — с середины XV и до начала XVIII века. За свою историю он претерпел несколько пожаров, подвергся нападению наполеоновской армии, уничтожившей его архив. Как много о жизни в наших краях могли бы рассказать нам монастырские документы, но увы! Многое кануло в Лету навсегда. Чудовский архив дошел до наших дней далеко не в полном виде и оказался распыленным по фондам и коллекциям. Часть его утрачена по причине бедствий и социальных неурядиц, часть просто разворована.

Среди немногочисленных сохранившихся документов особенно ценна для лыткаринцев дарственная грамота инокини Марфы на Лыткарино Чудову монастырю (1429-1466). Это первое письменное упоминание о Лыткарино хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

Для лыткаринских краеведов, как и для всех ценителей истории, эта дата календаря является скорбной. В этот день мир потерял «Чудо», бережно хранимое и созидаемое в течение многих веков.

Живая история

В стенах Чудова монастыря, словно жила сама русская история — так много воспоминаний и событий было с ним связано. Придворный монастырь, где воспитывалась древнерусская элита, молились и крестили своих детей цари, готовились к высокому призванию будущие митрополиты и патриархи…

Основал Чудов монастырь в 1357 (по другим данным, в 1365) году митрополит Московский Алексий, фактический правитель Московского государства в детские годы Дмитрия Донского. Обитель была заложена на месте ханского двора, где жили послы Золотой Орды, ведавшие сбором дани. По преданию, незадолго до этого Алексий ездил в Орду, где исцелил Тайдулу, жену хана Джанибека, от глазной болезни. Благодарная ханша подарила Алексию территорию бывшего ордынского двора в Кремле, а хан Джанибек выдал митрополиту грамоту со льготами для русской церкви.

Историки называют Чудов монастырь аристократическим: сюда уходили на покой видные представители русского боярства и дворянства. Балтазар Койэтт, участник нидерландского посольства в Москву (1675 — 1676), свидетельствует: Чудов «скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем; там редко увидишь кого другого, как детей бояр и важных вельмож; их помещают туда, чтобы удалить от дурного общества и научить благонравному поведению».

Чудов монастырь с самого начала своей истории был «учительным», историки считают его «рассадником византийской образованности». В 1516 — 1525 годах здесь жил известный средневековый гуманист, богослов и писатель Максим Грек, вокруг которого образовался кружок образованных москвичей. В 1649 — 1670 годах в монастыре действовала Греко-Латинская школа, учрежденная патриархом Филаретом. В ней преподавали известные ученые тех времен Арсений Грек, Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий и многие другие. В XVII веке в монастыре жили и ученые греки братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Монахом обители был русский просветитель Карион Истомин, составитель букварей и учебных книг для юных Петра I и царевича Алексея.

Около года в 1601-1602 годах провел чернецом в Чудове Григорий Отрепьев — по мнению большинства историков, будущий Лжедмитрий I. В 1611 году захватившие Москву поляки бросили в чудовскую темницу патриарха Гермогена. Его морили голодои и жаждой, но патриарх отказался присягать польскому королю Сигизмунду и передал из тюрьмы послание нижегородскому ополчению, готовившему поход на Москву.

В 1650-е годы, когда царь Алексей Михайлович уехал на войну с Польшей, патриарх Никон управлял государством их Чудова монастыря. Здесь же и закончилась карьера Никона: в 1666 году в Чудовом монастыре происходил над ним известный суд вселенских патриархов, закончившийся его низложением.

В 1812 году в монастыре размещались штаб наполеоновской армии и полки гвардии. В главном храме маршал Даву принимал посетителей и подписывал бумаги, а в алтаре устроил себе спальню. Мощи св. Алексия (основателя обители) французы выбросили из раки, они найдены были потом в углу церкви. Через два года монастырь был восстановлен.

Уникальная архитектура

Монастырский ансамбль сохранял замечательные памятники старинной архитектуры. Каменный собор Чуда Архангела Михаила был заложен в 1365 году, потом несколько раз поновлялся.

Церкви Алексия Митрополита и Благовещения стояли рядом и имели общую кровлю, образуя единое здание с десятью куполами и шестью алтарными апсидами. Другого примера такой композиции в Москве не было. Эти церкви были построены на средства и по проекту царя Федора Алексеевича — «по его Государскому чертежу и указной мере», как гласила надпись на доске при входе. Это, видимо, первый случай в русской истории, когда царь выступил в роли архитектора. В соединенных подвалах Алексеевской и Благовещенской церквей в 1906 году устроили усыпальницу великого князя Сергея Александровича Романова.

Парадный фасад монастыря на Ивановской площади создавало двухэтажное здание, относившееся к 1680-м годам. В 1780 году по проекту М.Ф. Козакова к нему пристроили «готический» портик.

Стрельба на поражение

Огонь по кремлевским памятникам российская революция открыла уже в октябре 1917 года. При артобстреле в Чудов монастырь попало до 30 снарядов. Изрешечен был фасад Митрополичьего корпуса, один из снарядов упал возле раки св. Алексия и не разорвался. Поврежден был и собор Чуда Архангела Михаила.

В Кремле, ставшем режимным объектом после переезда Советского правительства в Москву, действующий монастырь казался новой власти неуместным. Монахи особенно раздражали коменданта Кремля тех лет Павла Малькова: он пошел к Свердлову и потребовал их выселить. Доложили Ленину, и тот как пишет Мальков в воспоминаниях, ответил: «Я не против. Давайте выселяйте. Только вежливо, без грубости!». Выселение происходило одновременно с обыском: в кремлевских воротах Мальков выставил наряд латышских стрелков, чтобы монахи не унесли ничего ценного из своего монастыря.

Ценности в 1922 году вынесли сами новые хозяева. Из монастыря было реквизировано 57 пудов серебряной утвари, причем комиссия по изъятию вынула из иконостаса Алексеевской церкви серебряные царские врата работы М.Д.Быковского, несмотря на протесты реставраторов. Позднее, в 1930-е годы, когда коммунистическое правительство начало масштабную всемирную распродажу русских исторических и художественных ценностей, некоторые иконы из Чудова монастыря пополнили коллекцию американского посла в Москве Д. Дэвиса.

В начале 1920-х годов, как сообщает историк В.Ф.Козлов, реставраторы с трудом отбили попытку устроить клуб под алтарем Алексеевской церкви, позднее туда вселили библиотеку-читальню. В 1925 году разрушили мраморный иконостас в усыпальнице Сергея Александровича, в ней была устроена мастерская. В кельях пробивали новые окна для лудильной мастерской.

Роковой 1929-й

Наступали времена кремлевской реконструкции. На месте древних зданий: Чудова, Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца — решено строить школу комсостава Красной Армии, места видимо другого не нашлось! Реставраторы из Центральных государственных реставрационных мастерских считали снос недопустимым, говорили, что памятники эти «исключительного историко-архитектурного значения».

Активно защищал памятники старый большевик, один из бывших соратников Ленина В.И.Невский, в 1920-е годы работавший директором библиотеки им.Ленина. «Уничтожение Чудова и Вознесенского монастырей нецелесообразно по многим причинам, — писал Невский Сталину — … Там имеются произведения русских мастеров XV века, удивительные фрески и архитектурные образцы невиданного совершенства… Непонятно, почему в таком удивительном памятнике, какой представляет собой весь Кремль, нужно уничтожать отдельные части, когда мы сохраняем где-нибудь в Казахстане или Армении аналогичные памятники, стоящие изолированно… то почему необходимо разрушать произведения трудящихся РСФСР…»

В октябре 1929-го начался снос. Древние памятники погибали мало изученными — обследовали и обмеряли их спешно перед разборкой, фотофиксации сноса до сих пор не обнаружены.

Ночные взрывы

Реставраторы и музейные работники до последнего пытались спасти древний собор Чуда Архангела Михаила. Разобрали иконостас (иконы ныне в кремлевских музеях), также удалось перенести из собора керамический портал XVI века. Реставраторы Д.П.Сухов и П.Н. Максимов спешили обмерить собор, а художник с помощниками хотел снять хотя бы часть ценных фресок с его стен. Но не успели…

Специальная комиссия ЦГРМ наметила 35 фрагментов фресок для снятия со стен. Комендатура Кремля пообещала, что в течение двух ближайщих недель сносить собор не будут. Но 17 декабря 1929 года в 9 часов утра сотрудники ЦГРМ «нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора». Две фрески, снятые накануне, были взрывом разметаны. Целый месяц реставраторы собирали на руинах фрагменты росписей, точь-в-точь, как после войны это происходило во взорванных фашистами храмах Новгорода… Ночной взрыв, впервые опробованный властями в Чудовом монастыре, не раз повториться в истории московских храмов.

Пока в Кремле нет даже небольшой экспозиции о его снесенных в ХХ столетии памятниках, многие тысячи его посетителей и не подозревают, что они могли бы в нем увидеть, если бы не бесхозяйственные «хозяева» Кремля 1920-х годов.

…Часть сокровищ и библиотека Чудова монастыря составили Чудовское собрание Исторического музея, несколько икон находятся в Оружейной палате и Третьяковской гелерее, куда перенесли и фрагменты спасенных чудовских фресок XVI века. В кремлевской церкви Ризположения хранится резное «Распятие с разбойниками», а в храме Двенадцати Апостолов — покров с жемчужным шитьем с изображением св. Алексия, вложенный некогда в Чудов монастырь царем Алексеем Михайловичем. Архивы монастыря, рукописи, хозяйственные документы, рассредоточены по различным хранилищам и архивам. Вот и все, что осталось от великой московской обители, от «Чуда», которое и нам, лыткаринцам, было не чужим.

Надежда ГОЛУБЕВА
Фото с сайта www.temples.ru

Оставить комментарий