2012

Экспериментальная лаборатория для юных астрономов

К Новому году музей с помощью благотворителей приобрел для детского Клуба любителей астрономии замечательные подарки. Развивающие игры, научные развлечения, книги по астрономии, космонавтике, оптике, астрономическое оборудование помогут сделать работу Клуба по-настоящему живой и увлекательной. Ребята смогут самостоятельно проводить десятки и даже сотни экспериментов с наборами «Лазерное шоу», «Свет и цвет», «Зеркала». Такие занятия помогут юным исследователям открыть новый удивительный мир науки.

dsc02477-1

Когда ребята увидели все это богатство, стало ясно, что выбор подарков был сделан правильно. Особенно порадовало, что дети очень заинтересовались книгами, опровергая факт, что современных детей литературой не увлечешь. Изучая красочные издания, они делились впечатлениями и долго не хотели выпускать их из рук.

 

На первом же занятии с обучающим набором по оптике «Зеркала» ребята почувствовали себя настоящими исследователями. Они узнали, как отражается свет, какие чудеса творят зеркала, что такое зеркальное отражение, где применяются зеркала? Время пролетело быстро и незаметно. Так, через игру и живой эксперимент юные астрономы познают сложные законы окружающего мира. Занятие ребятам так понравилось, что они даже предложили в конце года провести праздник «Посвящение в юные исследователи».

Школа лекторов планетариев-2012

В Планетарии Культурного центра Вооруженных сил РФ в Москве ежегодно в начале марта проходит Школа лекторов планетариев, на которую съезжаются представители со всей России. Заведующая отделом «Планетарий» Лыткаринского музея Казанцева Марина и руководитель детского Клуба любителей астрономии Чернова Марина приняли активное участие в работе Школы.

dsc02754

Ведущие ученые рассказали работникам планетариев о последних новостях и открытиях в астрономии, провели теоретические занятия. Представители фирм, производящих оборудование для планетариев, познакомили с последними новинками в этой области, дали рекомендации по выбору продукции. Коллеги из планетариев рассказали о проводимой работе и поделились своим опытом и наработками.

В один из дней Московский планетарий на Садово-Кудринской, открывшийся после продолжительной реконструкции, принял у себя слушателей Школы лекторов. Здесь им показали возможности современного комплекса по популяризации астрономии: звездный зал, 4-D кинотеатр, музей Урания, интерактивную зону Лунариум. Есть в планетарии еще астрономическая площадка, которая в зимнее время закрыта для доступа.

В своем выступлении Председатель Ассоциации планетариев России Зинаида Ситкова отметила высокий уровень мероприятий, проводимых Лыткаринским планетарием, не смотря на отсутствие звездного зала.

Работа Школы прошла плодотворно, удалось решить многие практические вопросы. Так, например, в скором времени юных лыткаринских астрономов ждет увлекательная экскурсия в большой Московский планетарий. Поступили и другие интересные предложения для Лыткаринского планетария.

Международный день планетариев

В международный день планетариев воспитанники детского Клуба любителей астрономии посетили Московский планетарий, руководство которого благотворительно организовало для них большую экскурсионную программу.

dsc03013

Ребята с большим вниманием и интересом познакомились с музеем Урании. Здесь им рассказали об истории Московского планетария, показали оборудование – установки, которые долгое время работали в звездном зале планетария, подробно рассказали об их устройстве и возможностях.

Но особый интерес и оживление вызвала часть экспозиции, посвященная телескопам и обсерваториям. Здесь ребята проявили свои знания, полученные во время занятий и посещений Лыткаринского завода оптического стекла. Столь обширные познания в этой области совсем юных лыткаринских астрономов приятно удивили экскурсовода. Кстати, экскурсоводами в Московском планетарии работают выпускники, аспиранты и учащиеся старших курсов физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.  Хочется отметить их профессионализм и умение вовлечь посетителей в диалог, побудить к мыслительному процессу.

Так сложилось, что в Лыткаринском планетарии в последние годы в виду ремонтно-реставрационных работ звездный зал не принимает посетителей. И ребята, изучая космос, ни разу не видели своими глазами возможности современного проекционного оборудования. Поэтому им было очень интересно увидеть картину звездного неба на большом куполе планетария, понаблюдать за движением планет, понять смысл их петлеобразного движения, проследить за путешествием Солнца и Луны по зодиакальным созвездиям, стать свидетелями солнечного затмения. Звездный зал дает неповторимую возможность наглядно усвоить сложные астрономические явления и процессы.

Далее ребятам было продемонстрировано полнокупольное шоу «Путешествие к звездам». Они стали почти реальными участниками невероятного, захватывающего приключения и немного приблизились к разгадке тайны рождения и жизни звезд.

Члены детского Клуба любителей астрономии, их родители и работники Лыткаринского планетария выражают большую признательность руководству Московского планетария и лично научному директору Фаине Борисовне Рублевой за познавательное мероприятие и радушный прием.

Международная конференция «Планетарий XXI века»

В Культурно-просветительском центре имени В.В. Терешковой города Ярославль 6-7 апреля 2012 года прошла Международная конференция «Планетарий XXI века». В работе конференции приняли участие ученые-астрономы, космонавты, работники планетариев России, Казахстана, Белоруссии, представители зарубежных фирм, производящих оборудование для планетариев и интерактивных музеев, президент Международной ассоциации планетариев.

0002

Заведующая отделом «Планетарий» Лыткаринского историко-краеведческого музея М.Н. Казанцева выступила с докладом «Лыткаринский планетарий на пути создания музея увлекательной оптической науки».

День космонавтики

50 лет назад, 9 апреля 1962 года, в ознаменование первого в мире полета человека в космос, совершенного Юрием Гагариным был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о праздновании Дня космонавтики.

А спустя почти полвека, 7 апреля 2011 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, официально провозгласившую 12 апреля Международным днем полета человека в космос.

dsc03227

Лыткаринский планетарий 12 апреля провел мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Заведующая отделом Казанцева Марина познакомила гостей с вкладом Лыткаринского завода оптического стекла в изучение космоса, рассказала об основных направлениях его  деятельности, освоении высоких технологий и участии завода в новых российских и международных проектах.

dsc03231

В этот же день школьники посетили лекцию «Как выжить в космосе», в которой рассказывалось о трудностях и опасностях, подстерегающих космонавтов на орбите. Ребята узнали, как удается решить различные бытовые проблемы и неблагоприятные космические факторы.

Восстановление солнечных часов в усадьбе Лыткарино

В парке усадьбы Лыткарино к 200-летнему юбилею Победы России в Отечественной войне 1812 года были установлены уникальные горизонтальные солнечные часы. При восстановлении солнечных часов были использованы подлинные каменная плита и постамент часов, сделанные руками лыткаринских каменотесов, и установленные владельцами усадьбы именно в этом же самом историческом месте в 19 веке. Часы символизируют связь времен, поколений и исторических мест, имеющих непосредственное отношение к семье Чернышева, героя Отечественной войны 1812 года.

В последнее время в городах России, понимая туристическую привлекательность подобных объектов, и не имеющих исторических подлинников, стали устанавливать современные аналоги солнечных часов. Имея уникальный подлинный объект,  Лыткарино обретает свое исключительное лицо, выделяясь из числа других городов.

1

В Россию наука о расчете солнечных часов и определении времени по солнечной тени – гномоника — пришла из Европы при Петре I.  В западных странах (Италия, Германия, Англия) солнечные часы издавна являются элементом национальной культуры и традиций.

Солнечные часы — старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Это древнейший научный инструмент, представляющий первое применение человеком его знаний о движении небесных тел. Солнечные часы состоят из 3-х частей: пьедестала, гномона (стержня или пластинки), отбрасывающего тень, и циферблата, на который тень падает, указывая истинное солнечное время.  В зависимости от расположения плоскости циферблата различают экваториальные, горизонтальные и вертикальные.

В 17-19 веках, в эпоху расцвета гномоники, в европейских странах были установлены тысячи солнечных часов, как вертикальных на стенах храмов и домов, так и горизонтальных в садах и парках. В России солнечных часов было немного, и они практически не сохранились, буквально единичные экземпляры. Известно о пяти православных храмах, на которых сохранились вертикальные солнечные часы. Горизонтальные часы являются легкой добычей для вандалов.  На территории Московской не сохранилось ни  одной подлинной старинной действующей модели горизонтальных часов. В настоящее время солнечные часы стали объектами большого исторического интереса.

В усадьбе «Лыткарино» сохранились на своем историческом месте подлинная каменная плита и пьедестал, строго сориентированные по сторонам света. На их основе были созданы уникальные горизонтальные солнечные часы.

Часы имеют непосредственное отношение к семье Александра Ивановича Чернышева и были установлены здесь владельцами усадьбы в 19 веке. Каменная плита и пьедестал солнечных часов чудом сохранились, подвергаясь в послереволюционное время неоднократным актам вандализма. Они изготовлены из местного песчаника, издавна добывавшегося в здешних карьерах. В процессе реконструкции заново были сделаны циферблат и гномон солнечных часов.  На основе анализа конфигурации пьедестала были определены истинные размеры накладного металлического циферблата – 44 см. Это были довольно крупные часы. Скорее всего, циферблат был привезен владельцами из Италии, которую они часто посещали. В Италии солнечные часы были широко распространены в то время и являлись элементом национальной культуры и традиций.

Вся работа по изготовлению часов и приведению в надлежащий вид каменного постамента проводилась в мастерской Александра Болдырева, члена Московского Союза Художников, Британского и Северо-Американского обществ гномоников. Среди известных работ этого мастера — 6 различных моделей солнечных часов, изготовленных для Московского планетария.

Много пришлось потрудиться над постаментом солнечных часов, он сильно пострадал от рук вандалов и был в плохом состоянии. В нем были просверлены дырки, имелись многочисленные сколы, трещины. Для устранения этих дефектов в мастерской на основе лыткаринского песчаника была изготовлена специальная смесь.

В ходе работы с камнем было обнаружено, что он имеет неоднородную структуру – где-то очень крепкий, а где-то хрупкий, буквально рассыпающийся в руках. В этих местах были поставлены каменные «заплатки» — тонкая, почти ювелирная работа.

Но благодаря этим неоднородностям Лыткаринские часы имеют свою уникальную изюминку. Когда камень сухой он имеет вид обычного песчаника, а в мокром виде, например, после дождя, на нем проявляется рисунок, и он становится похож на мрамор.

На циферблате часов выгравированы три временные шкалы. Одна показывает истинное солнечное время на меридиане дома Чернышевых в Риме, в котором жила до последних своих дней младшая дочь Александра Чернышева – княжна Мария. В 1919 году после ее смерти  по завещанию этот дом перешел русской православной церкви, которая действует там и по сей день.

Вторая шкала позволяет определить истинное солнечное время на меридиане усадьбы Лыткарино. В истинный полдень тень от гномона самая короткая и указывает точно на север.

Третья шкала показывает поясное время в часовой зоне Москвы и Лыткарино. Это то время, которое показывают все обычные часы. При этом необходимо вводить поправку, используя график уравнения времени, которое учитывает  разность между средним и истинным солнечным временем.  Уравнение времени непрерывно меняется. Это обусловлено тем, что истинное солнечное время течёт неравномерно вследствие, во-первых, неравномерности движения Земли по орбите и, во-вторых, наклона эклиптики к экватору.

По компасной розе можно определить стороны горизонта. Отдельная стрелка указывает направление на Рим. В центральной части циферблата выгравирована надпись: «Делай, что должно, и будь, что будет». Эти слова были девизом жизни Александра Ивановича Чернышева. Об этом он неоднократно писал в письмах к своей любимой сестре Екатерине.

Эти часы еще и очень «умный» научный прибор, поскольку в них содержится много астрономической информации. Например, по ним можно определить  направление на Полярную звезду, широту места и направление меридиана, дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

Кроме того, в часы заложена юбилейная дата. В назначенный день, 18  мая в Международный день музеев, тень от гномона будет перемещаться вдоль специально рассчитанной юбилейной линии.

Восстановленные усадебные солнечные часы представляют собой большую не только культурную, но и историческую ценность, сохраняя память о бывших владельцах Лыткарино. А размещенный на циферблате собственный девиз, как было принято на протяжении многих веков, делают их неповторимыми. Солнечные часы являются как интересным музейным объектом показа, так и обучающим экспонатом для любителей астрономии. В последнее время в городах России, понимая туристическую привлекательность подобных объектов, и не имеющих исторических подлинников, стали устанавливать современные аналоги солнечных часов. Имея уникальный подлинный объект,  Лыткарино обретает свое исключительное лицо, выделяясь из числа других городов.

День знаний

В День знаний Лыткаринский музей подготовил для юных лыткаринцев программу планетария «Что? Откуда? Почему?» Третьеклассники познакомились с наукой «Астрономия» и получили ответы на некоторые вопросы. Ребята узнали: видны ли звезды днем, есть ли жизнь на Марсе и зачем вообще летают в космос? А для тех, кто заинтересовался темой изучения космоса и захотел знать больше, рассказали о работе детского Клуба любителей астрономии, в программу которого входит изучение основ астрономии, космонавтики и оптики.

5_1

Всемирная неделя космоса

В Лыткаринском планетарии с 4 по 10 октября уже традиционно прошли мероприятия в рамках проведения Всемирной недели космоса. Неделя приурочена к памятной дате запуска первого искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту 4 октября 1957 года Советским Союзом, и вступлению в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства. В этом году мир отмечает 55-летие запуска 1-го ИСЗ. Лыткаринским школьникам рассказали о том, какую пользу приносит человечеству освоение космоса, и какой вклад в это вносят предприятия нашего города.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Всемирная неделя космоса проводится под эгидой ООН по использованию космического пространства в мирных целях. В 2012 году тема космической недели — «Космос для безопасности и благополучия людей». На занятиях для юных астрономов было рассказано об истории запусков спутников в нашей стране, начиная с 1-го ИСЗ и заканчивая строительством современной Международной космической станции. Ребята узнали какие задачи решаются с помощью современных спутников: астрономические, метеорологические, научные, телекоммуникационные, связи, биологические, дистанционное зондирование Земли, военные и другие.

Особое внимание было уделено проектам, в которых участвовали лыткаринские предприятия. Так, например, все российские спутники оснащены оптикой производства Лыткаринского завода оптического стекла, среди которых спутники дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК», метеоспутники «Метеор-М» и «Электро-Л» и многие другие. На ТМКБ «Союз» в разное время создавались двигательные установки для спутников различного назначения. Двигательные установки безотказно работали во всех запусках космических аппаратов к Луне, Марсу, Венере, при выведении стационарных спутников связи, в том числе по программе «ГЛОНАСС».

Ребята познакомились с понятием геостационарной орбиты, первой и второй космической скоростями. Они рассуждали, что произойдет со спутником, если ему задать скорость меньше 1-й космической скорости, и что с ним произойдет, если его скорость будет больше 2-й космической скорости. Узнали какова высота геостационарной орбиты и как она расположена над поверхностью Земли, сколько лет спутник находится в рабочем состоянии, и что происходит с ним потом. Ребят очень взволновала проблема космического мусора и утилизации отработанных спутников.

С помощью интернета ребята смогли понаблюдать за движением МКС в режиме реального времени и оценить направление, скорость и траекторию ее полета, определить над какими странами она пролетает в данный момент. Затем ребята выполнили практическую работу по изучению устройства станции и назначении основных ее модулей. Отдельная работа была посвящена международному сотрудничеству на МКС. В увлекательной форме ребята познакомились со странами, принимавшими участие в строительстве станции.

Школьники получили уникальную возможность совершить путешествие по Международной космической станции. «Урок из космоса», премьера которого состоялась 4 октября 2012 года по телеканалу Россия-24, провели космонавты с орбиты МКС. Они рассказали о проводимых на станции экспериментах и опытах, имеющих исключительное значение для дальнейшего развития человеческой цивилизации.

 Мероприятие, посвященное Году Арктики

В музее состоялось мероприятие, завершающее Год Арктики-2012 и открывающее Год защиты окружающей среды-2013. На этот раз гостями музея стали студенты Московского областного колледжа технологий, экономики и предпринимательства. Молодежи принадлежит будущее нашей планеты, именно им предстоит в ближайшие десятилетия развивать экономику страны, воспитывать детей и решать встающие перед человечеством экологические проблемы. Поэтому очень важно воспитать в них бережное и ответственное отношение к живой природе и окружающему их миру.

1

В ходе осмотра выставки «Царство белого медведя», студенты узнали об истории освоения северных территорий, природных условиях, растительном и животном мире Арктики. Особое внимание в ходе экскурсии было уделено «хозяину» Арктики — белому медведю и экологическим проблемам северных территорий. Труден и тернист был путь познания сурового заполярья, многие исследователи не вернулись обратно. Их памяти была посвящена творческая часть мероприятия, подготовленная студенткой МОГКТЭП Ткачевой Ксенией и учеником школы №5 Башкиревым Степаном.

Студентов познакомили с основными задачами Года Арктики и предпринятыми действиями в этом направлении правительством России и общественными организациями. Во время интерактивной игры  «Полезные советы» ребята узнали, чем именно они могут помочь родной планете. Оказывается, совершенно простые действия, которые мы совершаем ежедневно, могут помочь сохранить водные, энергетические ресурсы, сохранить леса и в целом сделать сферу нашего обитания чище и красивее.

Ну и какой же праздник без сюрпризов. Поздравить гостей с наступающим Новым годом пришли Дед Мороз и Снегурочка. Они подготовили викторину про Арктику «А правда ли что…» и проверили знания учеников по этой теме.  Наиболее активным ребятам были вручены призы. Оказалось, что без подарков не остался никто.

Прощаясь, ребята поблагодарили за познавательное мероприятие и хорошее настроение, а главное, обещали бережно относиться к природе и помогать делать мир лучше. И мы им верим!