Ткачество, или нити сказочная вязь

«Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет»
Русская народная пословица

 Интересное предложение

Лыткаринский музей всегда рад гостям, мы открыты для сотрудничества и воплощения интересных проектов. Однажды к нам зашла миловидная женщина, жительница Великого Новгорода Ольга Васильевна Доронина и спросила, имеется ли в музее ткацкий стан? Узнав, что имеется, предложила сотрудникам музея попробовать свои силы в освоении древнего ремесла, ну а мы с интересом согласились

raevskaya

Оказалось, что работа эта увлекательная, но требующая внимания и кропотливости. Занявшись ткачеством,  сотрудники музея, конечно же, не могли не изучить исторических материалов связанных с данной темой, тем более что в фондах музея имеется множество старинных предметов русского ремесленного быта. Много интересной информации мы почерпнули из книги Е.И.Осиповой «Ткачество. Новгородские традиции и современность», редактором которой является О.В.Доронина.

Так что же такое ткачество?

Домашнее ткачество представляет собой сложный комплекс работ и орудий производства, возникших в разные времена, и отражает долгую и сложную историю народного мастерства.

Прядение и ткачество проделали длительный путь развития: домашнее ткачество для удовлетворения потребностей семьи при помощи примитивных орудий труда; ремесленное и кустарное ткачество, надомничество в условиях мануфактурного производства; ткацкие и суконные фабрики.

Домашнее крестьянское ткачество было неразрывно связано с земледельческим трудом и процветало в местах с менее развитыми кустарными и отхожими промыслами. Сырьем для ткачества служили лен, конопля, шерсть. Хлопчатобумажные нити для ткачества были доступны лишь в пригородных районах и только крепким крестьянским хозяйствам. Весь процесс прядения и ткачества проходил в обычной крестьянской избе.

Домотканину крестьяне продавали лишь в случае крайней материальной нужды, обычно она целиком использовалась в семейном быту. Ткань шла на пошив одежд, постельных принадлежностей, скатертей, полотенец и на прочие нужды крестьянского хозяйства. При первой возможности излишки откладывались про запас.

Домашнее ткачество характеризовалось слабым разделением труда. Основную часть работ по обработке льна и конопли выполняли исключительно женщины. Процесс изготовления пряжи и ткани – очень длительная, кропотливая и трудоемкая работа, вызывающая в наши дни удивление: сколько нужно было иметь женщинам выдержки, терпения и работоспособности.

Умение ткать определялось как одна из важных составляющих женской добродетели. Не случайно девичье тканое приданое выставлялось напоказ, чтобы все могли увидеть, не только мастерство, но и позавидовать усидчивости, вкусу, манере, умению видеть красоту и создать ее.

Начинались работы по изготовлению ткани с осени и продолжались до весны. Чтобы соткать 150 метров ткани, ткачихе требовалось 240 дней при 8-ми часовом рабочем дне, но всю работу необходимо было сделать за 6 месяцев, до весенних земледельческих работ; следовательно, ткачихи трудились по 12-15 часов в сутки. При этом выполнялись и все дела по дому: уход за скотом, за детьми, приготовление пищи.  Надо учесть, что мастерицы ткали не только холсты, но и узорные ткани, работа над которыми была более трудоемкой. При создании узорных тканей мастерицы проявляли много выдумки, прозорливости, учитывали многолетний опыт достижений и ошибок. Нередко ткани представляли собой настоящие произведения искусства.

Борьба с частнособственническими пережитками в начале ХХ века погубила много ремесел, промыслов, и ткачество в разряде первых, так как оно связано с сельским хозяйством, выращиванием и обработкой льна. Но память и любовь к творению рук бабушек жива. Их изделия бережно хранятся в сундуках и комодах.

Ткачество и современность

В настоящее время домашнее ткачество практически не сохранилось. Представленные в музеях этнографические ткани, половики, пояса – удивляют мастерством исполнения, художественностью вкуса, но и в то же время и служат для нас немым укором, тем, что уникальное культурное наследие в должной мере не востребовано.

Традиционное народное ткачество требует не только изучения и сохранения, но и преемственности, передачи следующим поколениям богатого информационно-технологического материала, накопленного многими поколениями мастеров. Этот уникальный кладезь знаний только обогатит национальную культуру новыми яркими красками.

Ольга Васильевна Доронина часто принимает участие в областных, региональных и международных выставках-ярмарках в разных городах. Ее изделия: дорожки, салфетки, панно, сумки, накидки на кресла, жилеты, шарфы, палантины, пояса, кушаки —  вызывают неизменный интерес у посетителей и потенциальных покупателей. У многих интересующихся возникает желание научиться этому древнему ремеслу.

Всех кому интересно старинное русское ткачество Лыткаринский музей приглашает на открытие  выставки «Волшебные нити» 18 сентября в 17 часов в выставочном зале по адресу ул. Коммунистическая д. 10 (1-ый подъезд).

Оставить комментарий